Фрагмент для ознакомления
2
«Правление Николая II»
Исторический суд
Конспект урока
Цель урока: Сформировать у учащихся представление об особенностях внутренней и внешней политики Николая II на основе многостороннего рассмотрения и анализа общественной жизни России в начале XX века.
Задачи:
обучающие:
- через оценку личности Николая II и характер его правления подвести учеников к осмыслению исторической эпохи;
развивающие:
- развитие умений самостоятельной поисково – исследовательской деятельности, умений аргументировать и отстаивать свою позицию, вести культурную дискуссию;
воспитательные:
- создание ситуации, требующей от учеников занять собственную гражданскую позицию по отношению к методам правления Николая II.
Оборудование:
- Реквизит для инсценировки судебного заседания;
- Портреты исторических персонажей на слайдовой презентации;
- Цитаты современников о личности Николая I;
- Исторические документы о жизни царя;
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний
Форма урока: ролевая игра.
Ход урока:
Эпиграф.
Наш царь — Мукден, наш царь — Цусима,
Наш царь — кровавое пятно,
Зловонье пороха и дыма,
В котором разуму — темно.
Наш царь — убожество слепое,
Тюрьма и кнут, подсуд, расстрел,
Царь — висельник, тем низкий вдвое,
Что обещал, но дать не смел.
Он трус, он чувствует с запинкой,
Но будет, час расплаты ждет.
Кто начал царствовать — Ходынкой,
Тот кончит — встав на эшафот.
К. Бальмонт
апрель 1906
I. Создание проблемной ситуации. Учитель (судья процесса):
В истории России найдется немало периодов, событий и личностей, которые привлекают к себе интерес самой широкой публики. Одним из таких периодов является время правления императора Николая II. Существуют различные оценки личности этого императора. Сегодня у нас не совсем обычная форма общения – ролевая игра. Мы с вами будем судить Николая II и в конце урока сделаем вывод: действительно ли сам царь Николай II виновен в сложившейся ситуации начала XX века или это естественный ход исторических событий.
В материалах следственного дела рассматриваются вопросы:
1. По каким источникам мы можем судить о целях царствования Николая II?
2. Действия правительства в области внутренней политики.
3. Действия правительства в области внешней политики.
4. Действия в области общественно-культурной жизни.
5. Действия в социально-экономической сфере.
Итак, мы начинаем судебное заседание. Виновен ли Николай II перед Россией?
II. Выступление учащегося (прокурора). Выдвигает пункты обвинения без доказательств.
Николай II виновен перед Россией, так как:
1. Николай – ограниченный, безвольный человек, волею случая оказался на вершине власти, был неспособен решать насущные проблемы страны, препятствовал ее прогрессивному развитию;
2. Игнорирование закона, непризнание ни существующих правил, ни укоренившихся обычаев было одной из отличительных черт последнего русского самодержца;
3. Позволил втянуть Россию и проиграть войну с Японией;
4.При нем разросся бюрократический аппарат. Установилась военизация государственной жизни;
5. Вверг без всякой модернизации страну в Первую мировую войну (ради интересов других стран);
6. Поддерживал буржуазные поставки в армию, на которых поставщики наживали от 300% до 1000% прибыли;
7. Подготавливал сепаратный мир с Германией;
8. При Николае II страну поглотили казнокрадство и бюрократия;
9. Превращение России в полицейскую империю - тотальный политический сыск, внедрение провокаторов во все сферы общественной жизни и в итоге политический террор против собственного народа. Пример террора: массовые казни военно-полевыми судами в 1906-1908 гг.: казнено 19000 человек;
10. Довел страну до 3-х революций, последняя оказалась последней и для него во всех смыслах.
Выступление учащегося (адвоката). Отводит пункты обвинения без доказательств.
Николай II не виновен перед Россией, так как:
1. Будучи дисциплинированным человеком, он требовал дисциплины во всех делах и от каждого;
2. Николай II во всем стремился походить на Алексея Михайловича, следствием чего стало усиление централизации управления;
3. Николай Романов получил всестороннее блестящее образование, сочетающееся с глубоким знанием духовной литературы, что встречалось тогда нечасто;
4. С детства он был воспитан нести полную ответственность за судьбу России, хранить ее основы, традиции и идеалы;
5. Трагедия жизни Николая II состояла именно в этом неразрешимом противоречии между его глубочайшим убеждением хранить основы и традиции России и разрушительными попытками значительной части образованных слоев страны. Царь чувствовал, что русская национальная культура в смертельной опасности. И в духовной борьбе за нее царь отдал свою жизнь;
6. В царствование Николая II продолжался «Золотой век» русской культуры;
7. Император уделял много внимания вопросам развития образования в стране;
8. Именно Николай II впервые в истории человечества выдвинул идею всеобщего и полного разоружения;
9. В его правление Россия достигла рекордного экономического роста (9% в год с 1880 по 1914 гг.), было введено самое прогрессивное в мире рабочее законодательство;
10. Главной целью своего правления царь считал повышение благосостояния простого народа. Именно поэтому он шел на реформы, превратил самодержавие почти в конституционное. Но уступки либеральной общественности только осложнили положение в стране. Общественность не терпела компромиссов и открыто шла на конфронтацию;