Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Одной из актуальных проблем современной системы образования является развитие творческого потенциала каждой личности. Творческий процесс – это особая форма качественного перехода, от уже известного к новому. У дошкольников этот переход осуществляется через организацию различных форм поисковой, экспериментально - исследовательской деятельности.
Цель экспериментальной деятельности – обучение детей самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов.
Под исследовательской деятельностью понимается совместная деятельность взрослого и ребенка, направленная на решение познавательных задач, возникающих в процессе учебной деятельности, в повседневной жизни, игре, труде, то есть в процессе познания мира.
Цель: изучить особенности элементарной исследовательской деятельности в экологическом образовании детей среднего дошкольного возраста.
Задачи:
1.Рассмотреть элементарная исследовательская деятельность дошкольников. Роль, особенности формирования.
2.Раскрыть особенности элементарной исследовательской деятельности в экологическом образовании детей среднего дошкольного возраста.
Элементарная исследовательская деятельность дошкольников. Роль, особенности формирования
Под элементарной исследовательской деятельностью понимается совместная деятельность взрослого и ребенка, направленная на решение познавательных задач, возникающих в процессе учебной деятельности, в повседневной жизни, игре, труде, то есть в процессе познания мира.
Значение элементарных опытов заключается в том, что:
– в них проявляется сознательная деятельность детей, направленная на лучшее познание природы, выявление зависимостей и связей между предметами и явлениями, между деятельностью людей и состоянием природы;
– опыты оказывают положительное влияние на развитие логического мышления дошкольников, т.к. им необходимо обнаружить и объяснить причину изменения объекта. Дети учатся анализировать имеющиеся данные, высказывать суждения, выбирать способ решения задачи;
– у детей развиваются наблюдательность, пытливость, познавательные интересы;
– кроме того, опыты способствуют развитию речи, т.к. детям надо довольно четко и понятно для окружающих формулировать свои вопросы, суждения, выводы;
– в опыте ребенок получает знания не как готовый факт, а как результат, приобретенный в процессе деятельности. Обучать ребенка, – говорил П.П. Блонский, – это значит не внушать ему наших мыслей, а развивать его собственную мысль, доводить ее до уровня нашей.
Элементарный опыт (эксперимент), по мнению П.Г. Саморуковой, – это наблюдение, проводимое в специально организованных условиях.
Виды опытов: наблюдения, эксперименты и продуктивная деятельность в природе.
Классификация экспериментов (опытов). Эксперименты можно классифицировать по разным принципам:
1. По характеру объектов, используемых в эксперименте:
– опыты с объектами неживой природы;
– опыты с растениями;
– опыты с животными;
– опыты, объектом которых является человек.
2. По месту проведения опытов:
– в групповой комнате;
– на участке;
– в лесу, на поле и т.д.
3. По количеству детей:
– индивидуальные (1–4 ребенка);
– групповые (5–10 детей);
– коллективные (вся группа).
4. По причине проведения:
– случайные;
– запланированные;
– поставленные в ответ на вопрос ребенка.
5. По характеру включения в педагогический процесс:
– эпизодические (проводимые от случая к случаю);
– систематические.
6. По продолжительности:
– кратковременные (5–10 минут);
– длительные.
7. По месту в цикле:
– первичные;
– повторные;
– заключительные и итоговые.
8. По характеру мыслительных операций:
– констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями);
– сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта);
– обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).
9. По способу применения в групповой комнате:
– демонстрационные (при которых в группе имеется всего один объект, находящийся в руках педагога). Воспитатель сам проводит опыт (демонстрирует его), а дети следят за ходом и результатами;
– фронтальные (у детей на столах имеется раздаточный материал для экспериментирования).
Для того, чтобы опытническая деятельность приносила положительные результаты, воспитатель при ее организации должен соблюдать ряд требований:
- четкость формулировки целей и задач опыта;
- предъявление задач в определенной последовательности: сначала простые, затем более сложные;
- предоставление детям максимальной самостоятельности и активности при разрешении проблемной ситуации;
- для того чтобы результаты опыта были осознаны каждым ребенком, его целесообразно повторять дважды;
- разработка или использование четко выстроенной программы работы на год.
Особенности элементарной исследовательской деятельности в экологическом образовании детей среднего дошкольного возраста
Под элементарной исследовательской деятельностью понимается совместная деятельность взрослого и ребенка, направленная на решение познавательных задач, возникающих в процессе учебной деятельности, в повседневной жизни, игре, труде, то есть в процессе познания мира.
Основные особенности исследовательской деятельности детей:
- она направлена на получение новых знаний о мире природы;
- способствует формированию системы знаний о природе;
- развивает познавательную активность;
- способствует развитию мыслительных процессов и операций;
- оказывает влияние на развитие речи.
Одной из наиболее распространенных форм организации исследовательской деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения является игра-экспериментирование, основной составляющей которой являются опыты.
По определению педагогов опыт – это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях.
Как правило, рекомендуется проводить такие опыты со старшими дошкольниками, проводя подготовку в младшей и средней группе. Однако, неоднократно проводя работу с детьми среднего возраста, что дети 4 – 5 лет с удовольствием включаются в эти игры-экспериментирования и к старшему дошкольному возрасту дают замечательные результаты.
Для того, чтобы опытническая деятельность приносила положительные результаты, воспитатель при ее организации должен соблюдать ряд требований:
- четкость формулировки целей и задач опыта;
- предъявление задач в определенной последовательности: сначала простые, затем более сложные;
- предоставление детям максимальной самостоятельности и активности при разрешении проблемной ситуации;
- для того чтобы результаты опыта были осознаны каждым ребенком, его целесообразно повторять дважды;
- разработка или использование четко выстроенной программы работы на год.
Опираясь на программу Н.Рыжовой «Наш дом – природа», программу «Детство» и другие издания, разработали программу по теме «Неживая природа» для среднего дошкольного возраста.
В настоящее время выделено 4 этапа в становлении элементарной исследовательской деятельности у дошкольников:
первый этап – вводный – решает следующие задачи: накопление детьми конкретных представлений о мире природы, а также формирование элементарной деятельности наблюдения.
На первом этапе организовали игру-экспериментирование под общим названием «Путешествие с феей к доброму Волшебнику», который мог растопить лед, заморозить воду, показать двигающиеся предметы, дать посмотреть в «волшебные стекла», помочь «заговорить воде» и так далее.
второй этап предполагает решение следующих задач: детей учат принимать познавательную задачу, сформулированную воспитателем; выдвигать предположения о путях решения данной познавательной задачи; анализировать факты и явления окружающей действительности, выделяя их существенные стороны. Детей учат устанавливать элементарные связи и отношения однозначного характера, где следствие явно вытекает из причины.
Взрослея, дети сами стремились стать волшебниками. Для этого им предложили создать собственную волшебную лабораторию, где бы каждый мог этому научиться, и где будут учиться небольшими группами. Это было необходимо, нужно было учитывать уровень развития детей и их интересы. Совместная опытническая деятельность организовывалась один-два раза в неделю по 15-20 мин, включала 1-2 эксперимента.
- на третьем этапе детей учат устанавливать более сложные связи и зависимости, а также формируют у них понимание того, что одна и та же причина может быть в основе целого ряда изменений в мире природы.
Повзрослев, из волшебников превратились в ученых, наша лаборатория превратилась из «волшебной» в «научно- исследовательскую». Однако вопросов становилось больше, чем ответов. Для них сделали отдельный кармашек. Постепенно, по мере становления исследовательской деятельности, у детей формировалась способность к самостоятельному формулированию поисковых задач.
Каждая игра-экспериментирование включала в себя:
- принятие или выдвижение детьми познавательной задачи,
- ее анализ и выдвижение предположений о возможном течении явлений и его причинах,
- отбор способов проверки, выдвинутых детьми,
- проверка гипотез,
- подведение итогов, вывод,
- фиксация результатов в рабочих листах,
- вопросы детей.
четвертый этап – анализ полученных результатов и формулировка выводов.