Фрагмент для ознакомления
2
1. Характеристика профессионализма в сфере футбола
Уровень профессионализма футбольного тренера зависит от степени овладения набором навыков. В зависимости от того, насколько тренер овладел конкретными навыками, можно выделить пять уровней его деятельности, построенных по принципу кумулятивной шкалы:
1. Репродуктивная (тренер может рассказать другим то, что он знает);
2. Адаптивный (тренер способен адаптировать свои действия к особенностям аудитории);
3. Локально-моделирующий (тренер владеет стратегиями обучения по отдельным разделам курса, умеет формулировать педагогическую цель, осознает желаемый результат, создает систему и последовательность включения студента в учебно-познавательную деятельность);
4. Системное моделирование (у тренера есть стратегии формирования желаемой системы знаний, умений и навыков по предмету в целом);
5. Системно-моделирующая деятельность и поведение (у тренера есть стратегии превращения своего субъекта в средство формирования личности спортсмена, его потребности в саморазвитии) [5, с. 18-20].
Критериями профессионализма тренера являются психологические и функциональные результаты его работы.
Таким образом, психологическим критерием является высокая степень сформированности у спортсменов устойчивого интереса к спортивной деятельности; творческое отношение к спорту; глубокие знания о конкретном виде спорта; умение преодолевать трудности в спортивной деятельности.
Функциональными критериями профессионализма являются:
знание основ футбола;
владение средствами, формами и методами тренировки спортсменов в спортивном мастерстве;
система воспитательной работы со спортсменами;
разработана система мониторинга активности учащихся, позволяющая определять особенности функционального состояния их организма и, в связи с этим, дозировать нагрузку во время тренировок и соревнований;
умение выявлять особенности индивидуальной подготовки, способности и склонности к конкретным упражнениям, место в коллективе и так далее.;
высокий уровень сформированности Общепедагогических умений;
систематический анализ собственной деятельности и обучение на ошибках и неудачах.
Повышение профессионализма тренера предполагает глубокое и всестороннее овладение теорией и методикой физического воспитания, психолого-педагогическими знаниями, закрепление теоретических знаний в конкретном виде спорта и выработку на их основе практических навыков, апробацию и проверку эффективности полученных знаний и умений в самостоятельном обучении, выработку комплекса мер по дальнейшему повышению своего профессионализма посредством самообразования. Потеря любого из этих звеньев приводит к снижению эффективности его деятельности.
Профессия тренера в первую очередь приравнивается к преподаванию. В учебно-методической литературе можно найти немало исследований о профессионально важных качествах, которыми должен обладать педагог, так как общество предъявляет очень высокие требования к его деятельности и личности. Например, В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев и Е. Н. Шиянов [7] пишут следующее: "учитель-это не только профессия, суть которой заключается в передаче знаний, но и высокая миссия созидания человека, утверждения человека в человеке. В связи с этим можно выделить совокупность социально и профессионально обусловленных качеств педагога: высокая гражданская ответственность и социальная активность; любовь к детям, потребность и умение отдавать им свое сердце; подлинный интеллект, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими; высокий профессионализм, новаторский стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений; потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему; физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность" [7]
Тренерство - это педагогическая деятельность с "дополнительной нагрузкой", поэтому требования к личностным и профессионально важным качествам имеют свою специфику. Как пишет н. ф. Пурахин [5], подводя итоги научных исследований прошлого века, все профессионально важные качества тренера обычно делятся на следующие группы:
1) мировоззрение;
2) моральные ценности;
3) коммуникативный (в том числе педагогический такт);
4) волевой;
5) интеллектуальный,
6) перцептивные: внимательные (качества внимания), мнемические (качества памяти);
7) моторный (психомоторный) [5]
1. мировоззрение тренера мотивирует всю его педагогическую деятельность как служение своему народу, государству, обеспечивает прочную основу для воспитания у спортсменов активной жизненной позиции. Такие качества, как, например, чувство ответственности за будущее каждого ученика, являются отражением общественного мировоззрения тренера. Воспитывая патриотизм, тренер должен сам быть патриотом. В то же время он должен быть интернационалистом, выступать за дружбу между народами и рассматривать спорт как средство укрепления мира и взаимопонимания между народами всех стран.
2. необходимо, чтобы тренер обладал целым комплексом нравственных качеств, так как нравственное воспитание учащихся должно основываться не только на словесной форме воздействия на них, но прежде всего на личном примере. Личный пример-лучшая проповедь. Тренеру нужно постоянно
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Верхошанский В.В. Компоненты тренерского мастерства [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.sports.ru/tribuna/blogs/soccerppro/423122.html (Дата обращения 26.07.2020)
2. Гришина О. Каким должен быть тренер по футболу [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://express-novosti.ru/get/2147484661/kakim-dolzhen-byit-trener-po-futbolu.html (Дата обращения 26.07.2020)
3. Макаренко А. С. Сочинения в 7-ми тт. / А.С. Макаренко. – М.: Педагогика, 1957.
4. Маркова А. К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. - М., 1996
5. Пурахин Н. Ф. Педагогическая диагностика профессиональных качеств тренера по спортивным единоборствам: автореф. дис. ... канд. пед. наук. / Н.Ф. Пурахин. - М., 2008. - 21 с.
6. Семак — самый успешный российский тренер «Зенита» в XXI веке. Но в новом сезоне ему нужно меняться [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://sport24.ru/news/football/2020-07-26-semak--samyy-uspeshnyy-rossiyskiy-trener-zenita-v-xxi-veke-no-v-novom-sezone-yemu-nuzhno-menyatsya (дата обращения 07.08.2020)
7. Сластенин В. А. Педагогика: учеб, пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - М.: Изд. центр «Академия», 2002. - 576 с.
8. Уэйнберг Р. С. Основы психологии спорта и физической культуры / Р.С. Уэйнберг, Д. Гоулд. - Киев: Олимпийская литература, 2001. - 335 с.