Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Сегодня уже трудно представить любое развитое общество без местного самоуправления. В 90-е годы в России начался новый этап построения демократического общества. Конституция РФ стала предметной основой для практического реформирования местного самоуправления и развития его правовой системы. Нормы Конституции РФ имеют не только высшую юридическую силу, но и прямое действие. В соответствии со статьей 3 Конституции Российской Федерации народ осуществляет свою власть непосредственно через органы государственной власти и органы местного самоуправления. В главе 8 Конституции, посвященной местному самоуправлению, сформулированы его основные принципы, закреплены права и обязанности, возможности и формы ответственности органов местного самоуправления. Население может реально участвовать в решении вопросов местного значения, учитываются исторические и различные местные традиции. У местного самоуправления появилась определенная финансовая независимость от «центра» и возможность распоряжаться муниципальной собственностью. Однако в действительности в начале реформ формирование органов местного самоуправления и организация их деятельности осуществлялись с серьёзными нарушениями конституционных установлений. Выборы новых представительных органов местного самоуправления в 1994 году проходили не на основе законов, а на основе положений, которые были утверждены главами администраций субъектов Российской Федерации. И не во всех положениях были соблюдены конституционные требования. В результате сократилось число представительных органов местного самоуправления, их численность и состав. В большинстве субъектов Российской Федерации местные органы власти были ликвидированы и восстановлены методы администрирования, что противоречит основополагающим принципам демократии и местного самоуправления.
Исходя из вышеизложенного можно обосновать актуальность данной работы. Особую актуальность данной проблеме на современном этапе придают следующие обстоятельства: учитывая, что для любой системы важна четкая организация ее деятельности, регламентация функций, прав и ответственности (местное самоуправление не является исключением) необходимо преодолеть существующую политическую напряженность в обществе, возникающую все чаще на почве противоречий между политикой центра и интересами регионов, на почве недостаточной роли местных управленческих структур.
Россия не единственное государство в мире, ведущее поиск форм и методов разумного соединения интересов государства и его территориальных сообществ.
За рубежом накоплен значительный опыт реформирования и внедрения инновационных технологий управления в рамках местного самоуправления, и при корректном подходе его уроки можно использовать в отечественной практике .
На современном этапе формирования и развития российского общества и государства необходимо отметить и качественные перемены в организации структуры местного самоуправления, в государстве в общем, и в некоторых регионах, в частности, учитывать преобразования, которые осуществляются на региональном и муниципальном уровнях согласно положений новейшего федерального законодательства, и увеличения требований к комплексному анализу проблематики местного самоуправления в ситуации нового политико-социального и экономического положения в российском государстве.
Все указанное повышает значимость исследования с теоретической и практической точек зрения, в части, касающейся разбора нормотворческой деятельности региональных органов местного самоуправления.Кроме того, опыт развития местного самоуправления в некоторых регионах может быть использован для развития местного самоуправления в целом в России.
Объект данного исследования – общественные отношения, складывающиеся по поводу организации и деятельности местного самоуправления в Российской Федерации и регионах.
Предмет исследования – модернизация муниципального управления в России на основе опыта экономически развитых стран мира.
Цель данной работы – формирование авторских предложений по модернизации муниципального управления в России на основе опыта экономически развитых стран мира.
Теоретическая основа данного исследования базируется на научных трудах, монографиях, комментариях действующего законодательства
таких ученых-правоведов как Алпатов Ю.М., Ахрамеев А., Балыхин А.Г., Бардаков Д.А.,Бондарь Н.С., Выдрин И.В., Гейт Н.А., Елькина А.В., и др.
Научная новизна исследования заключается в том, что в работе обоснованы пути и механизмы совершенствования местного самоуправления. Данные положения могут использоваться в дальнейшем при разработке данного направления. Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные пути и механизмы совершенствования местного самоуправления позволяют применить их на практике для улучшения сложившейся ситуации.
Гипотеза исследования – совершенствование механизма взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления ведет к повышению эффективности деятельности местного самоуправления.
Основная часть
Поправки в Конституцию РФ, касающиеся нарушения принципа самостоятельности местного самоуправления, когда его органы и должностные лица будут формироваться и назначаться при участии государственных органов, вписываются в политику последнего времени, касающуюся местных властей, которые фактически утрачивают свою зависимость от местного населения и его интересов. По сути, местное самоуправление перестает быть главным институтом народовластия, что было подтверждено в Послании Президента РФ.
В законе №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» в ст. 14 указывается, что запрещается органам государственной власти и государственным должностным лицам осуществление полномочий местного самоуправления. Так, согласно ст. 6 названного закона, муниципалитеты имеют экономическую и финансовую самостоятельность. Данное право присваивается с учетом разграничения предметов ведения между муниципальными образованиями .
Фрагмент для ознакомления
3
1. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 03.08.1998, N 31, ст. 3823;
2. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», N 31, 03.08.1998, ст. 3824.
3. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2019) // «Собрание законодательства РФ», 06.10.2003, N 40, ст. 3822.
4. Акмалова А.А. Особенности организации местного самоуправления как проблема муниципальной теории // Право и государство: теория и практика. 2005. N 4. С. 31.
5. Буткевич П.С. Оптимизация организации структуры местного самоуправления // В сборнике: Экономика, управление, право: состояние и развитие. межвузовский сборник научных трудов. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации; Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королева», Институт экономики и управления. Самара, 2020. С. 59-64.
6. Буткевич П.С. Порядок формирования органов местного самоуправления // В сборнике: Экономика, управление, право: состояние и развитие. межвузовский сборник научных трудов. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации; Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королева», Институт экономики и управления. Самара, 2020. С. 150-158.
7. Гончаров В.В. Точка зрения. Исполнительные органы местного самоуправления и единая система исполнительной власти в Российской Федерации: современные проблемы взаимодействия и пути их разрешения // Законы России: опыт, анализ, практика. 2010. № 3. С. 87-91.
8. Дранко М.И., Пушкарь О.М. Проблемы реализации муниципальной реформы и направления совершенствования системы местного самоуправления // В сборнике: внедрение результатов инновационных разработок: проблемы и перспективы. сборник статей Международной научно-практической конференции. 2020. С. 177-179.
9. Заиграева О.В. Компетенция органов местного самоуправления по реализации государственной культурной политики // В сборнике: традиционная и инновационная наука: история, современное состояние, перспективы. сборник статей Международной научно-практической конференции. 2020. С. 157-162.
10. Какадий И.И., Ширипова Д.Б. История развития местного самоуправления в история развития местного самоуправления в Российской Федерации // Бюллетень науки и практики. 2020. Т. 6. № 6. С. 261-268.
11. Маслак И.Н., Архиреева А.С. Государственный контроль в сфере местного самоуправления // Научный электронный журнал Меридиан. 2020. № 1 (35). С. 21-23.
12. Никонова Ю.В. Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления (по материалам органов местного самоуправления республики Крым) // Образование и наука в России и за рубежом. 2020. № 6 (70). С. 111-116.
13. Нормативно - правовые основы местного самоуправления / Гурщенко А.С., Денисов М.В., Толмачев К.В. // В сборнике: внедрение результатов инновационных разработок: проблемы и перспективы. сборник статей Международной научно-практической конференции. 2020. С. 60-62.
14. Основные аспекты нормативно - правового регулирования местного самоуправления в России / Гурщенко А.С., Денисов М.В., Толмачев К.В. // В сборнике: внедрение результатов инновационных разработок: проблемы и перспективы. сборник статей Международной научно-практической конференции. 2020. С. 62-63.
15. Пешин Н.Л. Конституционная реформа местного самоуправления: механизмы встраивания местного самоуправления в систему государственной власти // Конституционное и муниципальное право. 2020. № 8. С. 24-30.
16. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Чеченской Республике. Режим доступа: http://chechenstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/chechenstat/ru/.
17. Чайка М.А., Чайка А.М. Сравнительный анализ управления финансами органами местного самоуправления США и Российской Федерации // Научный электронный журнал Меридиан. 2020. № 1 (35). С. 348-350.