Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Пьеса Вампилова «Утиная охота» - одно из лучших произведений советской литературы, сейчас её относят к русской классической литературе. Кроме того, важно заметить, что было множество театральных постановок и несколько экранизаций пьесы.
Та мораль, которую автор обдуманно привнес в свое творение, стала показателем того, что и во времена Советского Союза были нечестные супруги, отчаянье и позор измен.
На первый план в пьесах Александра Вампилова выдвинута нравственная проблематика. Драматург пытается «подтолкнуть» своих героев к осмыслению их жизни, он помещает их в воспоминания и сны, житейские привычные ситуации.
Основное внимание автор уделяет будничным и обыденным ситуациям, что сближает его с В. Шукшиным. Герои Вампилова – обычные люди, помещенные в заурядные события, но проявляющие себя по-разному. Героев Вампилова окрестили «инфантилами» за их специфические черты характера - жизненно неприспособленный Зилов, живущий мечтой, но не желающий её осуществлять [6].
Особенность пьесы Вампилова состоит в том, что его герой переживает некий перелом, результатом которого становится открытие нравственных основ жизни. К примеру, Зилов на мгновение становится тем романтичным и нежным юношей, в которого влюбилась когда-то Галина.
Сложно определить жанровую принадлежность пьес Вампилова: они сочетают в себе элементы водевиля, драмы и даже трагедии, что отражает все перипетии описанного автором времени.
Нравственные проблемы в пьесе А. Вампилова «Утиная охота»
Ведущими приёмами в построении пьесы, те, что создают жанровую направленность произведения, являются приёмы психологической драмы. Герой Вампилова показан в период острого душевного кризиса, он показан изнутри, видны все его проблемы и переживания, автор практически вывернул его для нас на изнанку и психологически обнажил. В центре внимания у драматурга нравственный мир его современника, при этом герой не считается хорошим или плохим, он просто неоднозначен и внутренне сложен.
Данная пьеса рассматривается как социально-психологическая драма, иногда как трагикомедия с элементами производственного конфликта, мелодраматическими и фарсовыми вставками, в ней пересматриваются проблемы ранних произведений автора.
«Утиная охота» - драма потерь, в ней последовательно обнажены ценностные ряды: герой осознаёт, что могло бы быть опорой в его жизни, но не стало. «Утиная охота» - трагикомедия существования и самоценного осознания: её конфликт рождается там, где действительность и принимает форму беспощадно объективного зеркала, герой имеет возможность посмотреть на себя со стороны.
Пьеса «Утиная охота» - яркое и зрелое произведение, в ней отражается основной конфликт эпохи – девальвация духовных ценностей.
Главный герой пьесы — Виктор Зилов. Через призму его воспоминаний мы и будем наблюдать всё происходящее в пьесе. /Полтора месяца его жизни – это то время, когда произошло большое количество событий, апогеем их является похоронный венок, который прислали друзья Зилову (живому) - «герою своего времени», «безвременно сгоревшему на работе Зилову Виктору Александровичу».
Позиция автора видна через ремарки – это и традиционно для драматургии. В случае с Ириной Вампилов сделал качественный акцент на том, что героиня искренняя – это её главная черта. Вавилов показывает
Фрагмент для ознакомления
3
1. Вампилов А., Избранное - М.: Согласие, 1999.
2. Гушанская Е. Самосознание по Вампилову – М.: Звезда. – 1989. - № 10.
3. Журчева Т. Поэтика «Утиной охоты» А. Вампилова – Куйбышев: Поэтика реализма. – 1982.
4. Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Александр Вампилов – М.: Современная русская литература. – 2001.
5. Липовецкий М.Н. Маска, дикость, рок (перечитывая Вампилова) – М.: Литература. – 2001. – № 2.
6. Туровская М.И. Вампилов и его критик – М.: Памяти текущего мгновения. – 1987.
7. Румянцев А.Г. Вампилов. – М.: Молодая гвардия, 2015.