Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Профессиональная деятельность юристов происходит в обстоятельствах, которые являются основным содержанием их работы и становится специфическим видом труда – профессиональным общением.
Психологический анализ профессиональной деятельности юриста, помимо социально-психологических особенностей, включает в себя и подструктуры деятельности. Классификация таких образований дает возможность дополнять профессиограмму деятельности юриста, создавать психограмму личности юриста и формировать эффективную систему оценки отбора кандидатов в данной сфере .
В наиболее обобщенном виде основными подструктурами профессиональной деятельности юриста являются:
1) познавательно-прогностическая (когнитивная),
2) коммуникативная (общения),
3) организационно-управленческая,
4) воспитательная.
Целью данной работы является рассмотрение познавательной, коммуникативной и организационно-управленческой подструктур профессиональной деятельности юриста.
1 Когнитивная подструктура юридической деятельности
Расследование преступлений, изучение причин совершения правонарушений, разработка рекомендаций по их устранению, разрешение гражданско-правовых споров; представляют собой разновидность всеобщего процесса познаний. Характерная особенность познавательного процесса, осуществляемого следователем, судьей, адвокатом, состоит в том, что главными объектами познания чаще всего являются события прошлого. Однако этим событиям, как правило, сопутствуют очень важные элементы настоящего, устанавливая которые следователь, судья выявляют их связи с прошлыми фактами и по этим связям ретроспективно познают событие, имевшее место в прошлом.
При этом если познавательной деятельности следователя в большей мере присущи черты непосредственного, чувственного познания объектов, которые до него еще фактически не были познаны, то судья, адвокат чаще исследуют обстоятельства, установленные следователем, перепроверяя их. Однако особенности познавательной деятельности следователя не следует полностью абсолютизировать, так как на практике встречаются далеко не единичные случаи, когда первооткрывателем истины по делу все же оказывается не следователь, пришедший в ходе предварительного следствия к неправильным выводам, а судья. Составной частью познавательной подструктуры является прогнозирование, т.е. мысленное представление хода и результатов действия, а также планирование предстоящих действий.
Характерной чертой познания истины следователем, судом является закрепление в строго определенной процессуальной форме получаемых результатов, т.е. совершение регламентированных, документально фиксируемых действий, с помощью которых можно удостовериться правильности полученных знаний и принятых решений. Особенностями познавательных процессов, имеющих место в деятельности юристов и требующих от них определенных личностных качеств, являются:
1) строгая законодательная регламентация процесса познания (как самой процедуры познания, так и закрепления ее хода и результатов);
2) ретроспективный характер процесса познания, объектом изучения которого являются не только настоящее, но и события прошлого;
3) негативный характер объектов познания в виде результатов преступной деятельности;
4) мысленное моделирование событий прошлого, последовательность процесса познания;
5) доказательственно-удостоверительный характер процесса познания с фиксацией результатов познания с опорой на доказательственные факты;
6) дефицит, неупорядоченность, разнообразие информации (дезинформации);
7) противодействие заинтересованных лиц процессу объективного установления истины;
8) принудительный характер применяемых методов познания с использованием властных полномочий;
9) эмоционально-волевой фон, сопутствующий процессу познания, воздействие стресс-факторов, нередко вызывающих избыточную эмоционально-психическую напряженность;
10) общественный резонанс по поводу познавательной деятельности работников правоохранительных органов и ее результат .
Приведем пример познавательной деятельности в оперативно-розыскной деятельности (ОРД). Теория познания, которая связана с изучением фактических обстоятельств преступления в ходе его раскрытия, начинается с диалектической общности чувственного и рационального уровней знания .
Частные методы – это второе звено в структуре методов познания в ОРД. Данные методы представляют собой сочетание не всех, а только некоторых приемов познания, которые отличают один метод от другого.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Аминов И. И. Юридическая психология. – М.: ОМЕГА-Л , 2011 - 415 с.
2) Баксанский, О.Е. Современная психология: теоретические подходы и методологические основания. Книга 3: Аффективная сфера личности и психология общения / О.Е. Баксанский, В.М. Самойлова. - М.: КД Либроком, 2018. - 368 c.
3) Луковников Г. Д. Следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия. — М. : РПА Минюста России, 2017.
4) Пикулева, О.А. Психология самопрезентации личности: Монография / О.А. Пикулева. - М.: Инфра-М, 2015. - 32 c.
5) Романов, В. В. Юридическая психология : учебное пособие для вузов / В. В. Романов. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 170 с.
6) Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12.08.1995 N 144-ФЗ (последняя редакция)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7519/
7) Чуланова О. Л. Формирование, развитие и коучинг эмоциональной компетентности в управлении персоналом организации: монография. — М.: ИНФРА-М, 2016. — 217 с
8) Юридическая психология. Васильев В.Л. 6-е изд., перераб. и доп. - СПб.: 2018. — 608 с.