Фрагмент для ознакомления
2
псевдоисторизме тех или иных исторических романов, пьес, поэм. Не всякое произведение, обращающееся к событиям прошлого, ставит перед собой задачу действительного воссоздания этого прошлого, и имеет собственно исторические цели. Иногда писатель ищет в прошлом только материал для острого сюжета, красочных картин, особенного колорита - возвышенного, экзотического и т. д. Это явственно выступает, например, во многих приключенческих романах, вбирающих в себя события прошлого (например, в романах А. Дюма, которые имеют весьма ограниченную историко-познавательную ценность).
Широко распространены также (особенно в литературе новейшего времени) произведения, которые можно назвать историческими аллегориями, где исторический сюжет используется писателем только для воплощения той или иной идеи (такова, например, драма бразильского драматурга Г. Фигейреду «Лиса и виноград», в которой образ древнегреческого баснописца Эзопа используется автором для утверждения необходимости свободы человека, или драма французского драматурга Ж. Ануйя «Жаворонок», в которой автор ставит проблему ответственности личности, утверждения человеческого достоинства, обращаясь к образу Жанны д'Арк). Эти произведения занимают в литературе свое место, но они далеко не всегда могут быть отнесены к собственно исторической литературе.
Вместе с тем ценность, исторической художественной литературы далеко не исчерпывается ее историко-познавательным значением. Иногда литературное произведение исторической тематики, даже далекое от исторической точности, но созвучное современной эпохе, выражающее большие, прогрессивные идеалы, утверждающее национальное самосознание народа, рисующее яркие картины революционной и освободительной борьбы, обладает силой огромного идейного воздействия (напр., «Спартак» Р. Джованьоли, 1874, «Овод» Э. Войнич, 1897).
Анализ исторического произведения для детей и юношества
«Слово о полку Игореве».
Время и место действия: поход Новгород-Северского князя Игоря на половцев (1185 год), его поражение, плен и побег на Родину.
История создания
До конца XVIII века об этом произведении никто не ведал. Древнерусская культура стала предметом общего интереса поздно. Александр Пушкин, например, ничего не знал об иконописце Андрее Рублеве. Русская икона как великое явление искусства была открыта лишь в начале ХХ века.
В конце XVIII века выдающийся коллекционер древнерусских рукописей Алексей Иванович Мусин-Пушкин случайным образом у ярославского архимандрита купил собрание летописей.
После прочтения рукописей Алексей Иванович понял, что у него в руках великий памятник литературы. Он сделал из произведения два списка, один из которых попал к Екатерине Великой. В 1800 году Мусин-Пушкин издал книгу «Слово о полку Игореве». В 1812, когда в Москве случился пожар, оригинал сгорел. Пошли слухи, что «Слово о полку Игореве» подделка, что произведение написано в XVIII веке. Споры продолжались, пока в начале ХХI века великий лингвист, историк языка, академик Зализняк не проанализировал произведение. Он доказал, что «Слово о полку Игореве» восходит к памятнику XII века.
В 1187 г. было написано «Слово о полку Игореве» — шедевр древнерусской литературы. Писалось оно как актуальная история современности: автор обращался к тем читателям, для которых история Игорева похода была известным событием.
Значение произведения.
«Слово о полку Игореве» — это одновременно и рассказ о событиях и последствиях похода князя Игоря, и эмоциональная оценка этих событий. Для нас особую ценность представляет патриотический мотив «Слова». Автор говорит о необходимости централизации власти для скрепления единства русской земли.
Действующие лица.
Образ Русской земли. Патриотизм автора позволил сделать неперсонифицированный образ Руси главным персонажем «Слова о полку Игореве». Картины природы не просто служат фоном для разворачивающихся событий: ветер, солнце, тучи принимают в этих событиях непосредственное участие. Так, солнечное затмение словно желает остановить князя Игоря и не пустить его в опасный поход. А когда пленённый князь решается на бегство, река Донец укутывает его тёплым
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Бигеза В.М. Научно-познавательная книга в чтении подростков [Текст]/В.М. Бигеза, К.Л. Науменко // Вопросы библиографоведения и библиотековедения: межвед. сб.- М., 1990.- вып.2.- С. 123 - 130.
2) Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте[Текст]/Л.И. Божович.- М.,1968.- С. 292 - 365.
3) Водовозов Н.В. История древней русской литературы. – М.: Просвещение, 1989. – 469 с.
4) Дворкина М. Зачем мы изучаем историю [Текст] / М. Дворкина // Библиотека. - 2000. - № 2. - С.10-12.
5) Иноземцева И.Е. История - наставница жизни [Текст] // Библиотека.- 2004.- №12.- С. 30-33.
6) Русские народные сказки. Книга для самостоятельного чтения 4-6кл. М.: Просвещение, 1983
7) Детская литература. Учебное пособие для учебных педагогических училищ / Под ред. Е. Зубарева М.: Просвещение, 1985