Фрагмент для ознакомления
2
Наиболее существенным компонентом готовности к школе он считал способность управлять своим поведени¬ем. Она проявляется в возможности подчинения поведения и действий ребенка определенным нормам и правилам, опоре не на наличную си¬туацию, а на ее контекстное содержание, понимании позиции взросло¬го и условного смысла его действий и вопросов. Именно развитие про¬извольности психических процессов и поведения выводит дошкольни¬ка тот уровень, за которым возможно начало его успешного организо¬ванного обучения.
Для диагностики использовались:
1) Методика «Образец и правило», А. Л. Венгер.
Методика направлена на выявление умения руководствоваться системой условий задачи, преодолевая отвлекающее влияние посторонних авторов. Результаты ее выполнения отражают также уровень развития наглядно-образного мышления 6-летних детей.
Материалом служат книжечки с заданиями (рисунок 1).
Рисунок 1 – Диагностический материал к методике «Образец и правило»
Справа от каждой фигуры есть точки. Необходимо соединить «нужные» из них, чтобы получилась такая же фигура.
Оценка результатов:
За каждую из шести задач ставится оценка, которая может колебаться в пределах от 0 до 2 баллов.
В случае, если в задаче нарушено правило и неправильно воспроизведен образец, ставится 0 баллов.
В случае, если нарушено правило и правильно воспроизведен образец, ставится 1 балл.
В случае, если не нарушено правило, но неправильно воспроизведен образец, также ставится 1 балл.
В случае, если не нарушено правило и правильно воспроизведен образец, ставится 2 балла.
Суммарный балл колеблется от 0 до 12.
2) Методика «Заучивание 10 слов» А.Р. Лурия.
Методика «10 слов» заключается в том, что испытуемому пациенту в нашем случае это ребенок дошкольного возраста, предлагается прослушать перечень из 10 абсолютно не взаимосвязанных между собой слов. Характерной особенностью является то, что эти слова должны быть односложными, употребляющимися в речи испытуемого и понятными для него. Это необходимо для того чтобы, у ребенка не возникало ни каких ассоциаций и не было желания поинтересоваться у взрослого о значении данного слова. В помещении, где проводиться тестирование не должно быть никаких отвлекающих предметов, посторонних людей или животных, на которых ребенок мог бы сконцентрировать свое внимание. Ребенка спрашивают о его самочувствии и просят занять удобную для него позу сидя за письменным столом.
Для проведения исследования тестируемому ребенку говорят: «Сейчас мы проверим твою память, я произнесу тебе слова, а ты повторишь их в любом порядке, в каком запомнил». После экспериментатор говорит четко, не запинаясь, ребенку слова в именительном падеже, только имена существительные. Далее просим испытуемого повторить те слова, которые он запомнил, и отмечаем их галочкой в таблице. После говорим ребенку еще раз о том, что: «Сейчас я назову тебе еще раз эти же слова, а ты мне их снова повторишь, те слова, которые уже говорил, и новые которые запомнишь в любом порядке».
Зачитываем еще раз список слов и отмечаем во второй графе таблицы те слова, которые испытуемый называет. При этом если ребенок горит слова, которых не было в списке теста, мы их так же записываем в таблицу ответов в специальной графе. После чего исследуемый материал предлагается повторить ребенку еще 5–6 раз до полного его запоминания. Экспериментатор для проверки ребенка, горит только: «Еще раз» и ребенок должен начать перечисление запомнившихся ему слов. Каждый ответ фиксируется в таблице. После проведения первой части тестирования, экспериментатор сообщает испытуемому о том, что: «Через час, повторишь мне эти слова еще раз». И дает ребенку время на отдых, он может поиграть в пассивные игры, почитать книгу, посмотреть в окно. По истечении 60 минут, экспериментатор просит повторить еще раз слова. Испытуемый без предварительного прочтения списка слов, повторяет запомнившиеся ему слова, в любом порядке. Экспериментатор отмечает в таблице все слова, которые произносит ребенок кружочками.
После окончания тестирования нужно посчитать количество правильных ответов, при каждом из повторений, и обозначить их какой-либо буквой. У детей в школьном возрасте примерный объем кратковременной памяти равен его возрасту жизни. Поэтому можно рассмотреть следующий вариант перевода показателей тестирования кратковременной памяти в стандартные показатели по десятибалльной шкале:
Высокий показатель 10 баллов, объем памяти равен приблизительно 7–8 единиц.
Высокий показатель 8–9 баллов, объем памяти равен приблизительно 5–6 единиц.
Средний показатель 4 балла, объем памяти равен приблизительно 3–4 единицы.
Низкий показатель 2 балла, объем памяти равен приблизительно 1–2 единицы.
Очень низкий показатель 0 баллов, объем памяти равен 0 единиц.
Результаты:
По первому тесту Алексей набрал 7 баллов, по второму — 6. Это говорит о средней произвольности психических процессов респондента.