Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Термин «общественное мнение» ежедневно употребляется средствами массовой информации в контексте политических, экономических и другого рода событий. Общественное мнение исследуют социологи и маркетологи, к нему апеллируют политики и журналисты. Проанализировав теоретические посылки, содержащиеся в работах исследователей общественного мнения, попытаемся выяснить, что стоит за этим словосочетанием.
В научной среде общественное мнение рассматривают как специфическое проявление массового сознания , как его частный случай, как факт сознания . Оба ключевых слова, составляющих понятие «общественное мнение», трактуются неоднозначно. «Общественное» предполагает субъекта, которого признают и творцом, и носителем мнения, часто подразумевают массу, народ, общество, коллектив. «Мнение» включает различные элементы общественного сознания.
Целью данной работы является рассмотрение когнитивного, эмоционально-волевого, ценностно-мотивационного и поведенческого элементов общественного мнения как ресурсов управления.
1 Общественное мнение и его значение
Общественность в широком смысле – это различные группы стейкхолдеров, то есть лиц, так или иначе, заинтересованных в деятельности организации и ее результатах.
Общественность в узком смысле – это активная аудитория, на которую нацелен PR. Общественное мнение – это тип состояния массового сознания, которое содержит в себе скрытое или явное отношения общества или его части к проблемам, событиям и явлениям действительности.
Субъект общественного мнения – общности различного уровня, а объект – событие, явление, процесс и социальный факт.
Под общественным мнением в общем смысле принято понимать совокупность взглядов индивидов на ту или иную проблему. По сути это своеобразный консенсус, который зарождается из совпадающих между собой установок людей относительно проблемы.
Общественное мнение является весьма объемным и гораздо более емким понятием, нежели простая сумма точек зрения, которые взыскиваются определённой совокупностью индивидов. Оно представляет собой динамический процесс взыскания, уточнения и согласования мнений, в ходе которого совместными усилиями вырабатывается направленность действий .
Общественное мнение обычно возникает внутри группы индивидов, которые общаются друг с другом, вместе согласовывают суть проблемы и возможные ее последствия.
Общественное мнение обладает определенными характерными признаками. Основными из них считаются:
- направленность;
- интенсивность;
- стабильность;
- информационная насыщенность;
- социальная поддержка.
Признак направленности служит отражением общей качественной оценки проблемы и характеризует отношение к ней в форме суждений по типу «да – нет», «за-против-не определился» и пр.
Интенсивность служит показателем силы общественного мнения, которую то приобретает вне зависимости от направленности.
Стабильность характеризует длительность времени, в течении которого большая часть респондентов устойчиво проявляет одну и ту же направленность и интенсивность чувств.
Информационная насыщенность служит показателем того, какой объем знаний об объекте мнения принадлежит людям .
Наконец, социальные поддержка служит отражением степени уверенности людей в том, что их мнение разделяется другими людьми, принадлежащими к данной социальной среде.
В целом же справедливо говорить о том, что общественное мнение является динамическим процессом высказывания, уточнения и согласования мнений, в рамках которого совместно вырабатывается направленность действий.
Обычно общественное мнение формируется внутри группы людей, которые общаются между собой, вместе согласовывают суть проблема и ее последствия, а также обдумывают меры по ее разрешению.
Часто оно представляет состояние массового сознания, находящее свое отражение в совокупности оценочных суждений.
2 Когнитивный и чувственно-эмоциональный уровни общественного мнения
При характеристике общественного мнения со стороны его когнитивного компонента акцент делается на «знаниях». Любое мнение должно рассматриваться и как своеобразный результат взаимного сравнения познанных и значимых для субъекта объектов.
В самом деле, оценочно-ценностные суждения могут возникать только путем сопоставления качеств и свойств (ценностных сторон) объектов, т.е. их сравнения. Для того чтобы сделать такое сравнение и остановиться на том, что более ценно, необходимо опираться на определенные критерии, мерила, нормы и т.д. В этом качестве выступают знания, представления и ощущения субъекта о предмете. Сравнения и оценки, которые и помогают ему прийти к оценочному суждению – мнению .
Таким образом, когнитивный уровень общественного мнения ответствен за информационную (познавательную) сторону данного явления.
При этом, конечно, надо помнить, что в силу своей специфики общественное мнение имеет в своем когнитивном багаже не только знания, но и другие формы мыследействия, в той или иной степени претендующие на теоретическую форму представления: идеологемы, мифологемы, иллюзии.
Общественное мнение есть процесс, это исследовательский интерес фокусируется на процессах осознания, представления, хранения, обработки, интерпретации и производства новых знаний в рамках функционирования общественного мнения. Общественное мнение постоянно находится в движении. Применительно к когнитивному компоненту это движение проявляется в том, что в структуре общественного мнения постоянно совершаются сложные процессы взаимосвязи знания и незнания, веры и безверия, нейтральности и заинтересованности и т.д.
Благодаря присутствию когнитивного компонента в самом общественном мнении нужно
Фрагмент для ознакомления
3
1) Бочаров М. П. Связи с общественностью. Теория и практика [Текст] / А. Н. Чумиков, М. П. Бочаров. — М. : Дело АНХ, 2017. — 608 с.
2) Ворошилов В. В. Теория и практика массовой информации: учебник / В. В. Ворошилов. – СПб., 2006. – 320 с.
3) Денисова, Ю.В. Социальная психология: Учебное пособие / Ю.В. Денисова, Е.Т. Имашева. - М.: Омега-Л, 2017
4) Доценко Е. Л. Психология манипуляции. - М.: Изд-во «ЧеРо», 2017.
5) Ле Бон Г. Психология масс // Психология масс: Хрестоматия. Самара, 2001.
6) Мансуров Н. С. Плюрализм в исследовании общественного мнения // Общественное мнение. Открытие спирали молчания: — М., 2016.
7) Миронова В., Черных И. Современные региональные конфликты и проблемы их политического урегулирования/ Алматы: Казахстанско-немецкий университет, 2006. Тюрина И. О. Общественное мнение // Социологическая энциклопедия: в 2 т. Т. 2 / Национальный общественно-научный фонд / Руководитель научного проекта Г. Ю. Семигин; Главный редактор В. Н. Иванов. -М.: Мысль, 2013.
8) Паранько С. В., Нигматуллина К. Р. Медиа как сообщества в новой цифровой реальности//Век информации. 2018; 1(2). С. 226–227.
9) Тищенко В.И. Жукова Т.И. Попков Ю.С. Сетевые взаимодействия: предмет исследования и объект моделирования. - М.: ЛЕНАНД. 2016. 322 с.