Фрагмент для ознакомления
2
Личность самого специалиста, его потенциал, качества, свойства, мотивация, интересы, готовность к профессиональной деятельности и т.д. В целом, профессиональная компетентность специалиста помогающей профессии имеет, как минимум, три компонента:
1. Методический компонент – включает профессиональные умения, специальную компетентность, стремление к самосовершенствованию, профессиональное самосознание, широкий кругозор, творчество и образовательный уровень специалистов.
2. Организационный компонент – включает в себя организаторские способности, целенаправленность, уверенность в себе, оперативность, внимательность и толерантность.
3. Социальный компонент – включает в себя адаптивность, коммуникативность и самоэффективность, эмпатию и гуманность. Неоспоримым фактом является то, что успешность специалиста помогающей профессии зависит от равновысокой компетентности на всех трех уровнях.
Мастерство – на данном этапе профессионализации личность характеризуется творческим выполнением профессиональной деятельности, интеграцией сформированных профессионально важных качеств личности в индивидуальный стиль деятельности, постоянным совершенствованием методик и технологий собственной профессиональной деятельности.
Концепция профессиональной пригодности находит свое отражение в работах В.А. Бодрова, К.М. Гуревича и др. [5, с 54]
Профессиональная пригодность - соответствие психических и личностных качеств будущего работника требованиям профессиограммы, его способность овладеть данной профессиональной деятельностью. Формируется в процессе обучения и последующей профессиональной деятельности при наличии положительной мотивации. Психология труда выделяет ряд факторов профессиональной пригодности: способности (предрасположенность к виду деятельности), в основе которых лежат ПВК; знания, навыки, умения, компетенции (наличие профессиональной подготовленности); склонности и мотивы. Наряду с факторами выделяется ряд объективных признаков, характеризующих степень профессиональной пригодности к конкретной деятельности: производительность труда, качество работы, соблюдение безопасных условий труда, устойчивость к вредным факторам, а также ряд субъективных признаков: самооценка профессиональной успешности, оценка успешности со стороны экспертов. Различают два типа профессиональной пригодности: абсолютную и относительную. Первый тип требует наличия строго установленных ПВК, второй доступен для статистически среднего человека. Профессиональная пригодность формируется в процессе обучения и последующей профессиональной деятельности, и во многом зависит от стремлений и желаний человека. Поэтому формирование ее носит строго индивидуальный характер. Формируясь под воздействием обучения, деятельности и личностных качеств, профессиональная пригодность оказывает и обратное влияние на облик человека, его психомоторные качества, стереотипы речи и мышления, установки и ценностные ориентации. [4, с 66]
Концепция профессиональной компетентности развивается в работах В.А. Болотова, Э.Ф. Зеер, А.К. Марковой и др.
Профессиональная компетентность - главный когнитивный компонент подсистем профессионализма личности, сфера профессионального ведения, круг решаемых вопросов, постоянно расширяющаяся система знаний, позволяющие выполнять профессиональную деятельность с высокой продуктивностью;
- отношение к успешной профессиональной деятельности, ее значению и определенным специфическим задачам в совокупности со всеми знаниями и навыками, используемыми при ее осуществлении.
Авторы концепции делают упор на том, что структура и содержание профессиональной компетентности во многом определяется спецификой трудовой деятельности, ее сложностью и многогранностью.
А.К. Маркова при рассмотрении компетентности в качестве основы рассматривает уровень профессионализма объекта труда и классифицирует компетентность как специальную (деятельностную), социальную, личностную, индивидуальную.
Н.В. Кузьмина выделяет следующие компоненты компетентности: социально-перцептивный, социально-психологический, аутопсихологический, коммуникативный, психолого-педагогический.
В зарубежной литературе профессиональная компетентность рассматривается, как правило, через социальный опыт человека: его знания, умения и навыки. Отечественная психология в большинстве работ представляет компетентность как новообразование, возникающее в процессе трудовой деятельности. Общим является рассмотрение компетентности в аспекте специфики трудовой деятельности и способностей человека к ее выполнению. Концепция закономерностей формирования профессионализма опирается на труды А.А. Деркача, Е.А. Климова, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой и др. А.А. Деркач в основу концепции заложил акмеологические принципы.
«Данная концепция носит обобщающий характер и представляет собой систему взглядов о путях и методах развития профессионала». В отличие от других исследователей, он сделал упор не на профессионализм деятельности, профессиональное мастерство или профессионализм личности, а уделил внимание развитию профессионала, где акцентировал внимание на личностный аспект. А.А. Деркач рассматривает проблему развития профессионала в контексте общего расширения субъектного пространства личности, профессионального и нравственного обогащения. Важная роль отводится повышению ответственности, чувству долга, совести, чести, уходу от неадекватных установок и стандартов. Интегральным показателем развития профессионала выступают принципы культуры.Концепция в системе формирования профессионала выделяет подсистемы: профессионализма деятельности, профессионализма личности, нормативности деятельности и поведения, формирования продуктивной Я- концепции. Среди зарубежных концепций в последние годы выделяется концепция важных личностных черт. Исследования успешности деятельности проводятся на основе пятифакторной модели личности FFM (Five Factors Model), которая включает пять фундаментальных личностных черт: экстраверсия, нейротизм, доброжелательность, сознательность (добросовестность, прилежность), открытость новому опыту (любознательность). [6, с 321]
Таким образом, выявление закономерностей успешного профессионального развития личности опирается на необходимость:
– психологического анализа конкретной личности на основе одного из подходов к изучению личности;
– психологического анализа социальной группы, к которой личность принадлежит;
– психологического анализа деятельности, в которую вовлечена личность (разработки психологической структуры деятельности);
– определения компетенций деятельности;
– анализа пригодности и готовности личности к этой деятельности;
– определения социальных ролей личности в деятельности;
– выявления форм и методов освоения личностью социальных ролей, компетенций;
– определение критериев достижения успеха деятельности;
–определение интенсивности непрерывного развития и
Фрагмент для ознакомления
3
Литература:
1. Боронова Г.Х. Психология труда: Конспект лекций. – М.: Эксмо, 2008. – 160с.
2. Большой психологический словарь / Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. – М.: Прайм-Еврознак, 2003. – 672с.
3. Дружинников В. Психология: Учебник для гуманитарных вузов. Электронный ресурс // Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/drugin/index.php
4. Иванова-Швец Л.Н. Управление персоналом. – М.: ЕАОИ, 2008. – 200с.
5. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: Учебник. 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 640с.
6. Макарова И.К. Управление персоналом: учеб. пособие. – М.: ИМПЭ им. Грибоедова, 2006. – 98с.
7. Михайлова Н.Б. Опыт психологического исследования ситуации безработицы // Психологический журнал. - 2008. № 6. - С. 91-103.
8. Немов Р.С. Психология. Кн. 1. Общие основы психологии. 4-е изд.. – М.: Владос, 2003. – 489с.
9. Пряжников, Н.С. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова. - М.: Академия, 2001. - 480 с.
10. Психология человека от рождения до смерти / Под ред. Реана А.А. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. – 656с.
11. Резник С.Д. Персональный менеджмент. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 388с.
12. Стаут Л. Управление персоналом. Настольная книга менеджера. – М.: Добрая книга, 2006. – 536с.