Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
Введение 3
1. Диагностика природных психофизиологических особенностей 4
2. Оформление результатов психодиагностического обследования детей с нарушениями слуха 9
Заключение 14
Список использованной литературы 15
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Нарушение слуха (первичный дефект) приводит к недоразвитию речи (вторичный дефект) и замедлению или специфическому развитию других функций, косвенно связанных с пострадавшим (зрительное восприятие, мышление, внимание, память), что тормозит психическое развитие в целом.
В специальной психологии такой тип психического развития называется дефицитарным.
Психическое развитие детей с нарушением слуха протекает по тем же закономерностям, что и развитие детей с нормальным слухом (Л. С. Выготский).
Тем не менее интеллектуальное развитие слабослышащего ребенка происходит в особых условиях ограниченных внешних воздействий и контактов с внешним миром.
В результате упрощается психическая деятельность такого ребенка, реакции на внешние воздействия становятся менее сложными и разнообразными, изменяются возникающие межфункциональные взаимодействия.
Цель работы: изучить диагностику природных психофизиологических особенностей детей с нарушением слуха.
Задачи: рассмотреть основные принципы обследования особенностей психического развития детей с нарушениями слуха;
изучить диагностику особенностей психического развития детей раннего возраста с нарушением слуховой функции.
Принципы и методы психолого-педагогического изучения дошкольников с нарушениями слуха отражены в работах А. А. Венгер, Г. Л. Выгодской, Э. И. Леонгард, Т. В. Розановой, Т. В. Розановой, Г. П. Бертынь и др.
1. Диагностика природных психофизиологических особенностей
В связи с ростом распространенности нарушений слуха проблема тугоухости и глухоты у детей имеет большое социальное значение. Это связано с разными причинами, но в первую очередь с развитием медицины, предусматривающей увеличение количества групп риска по тугоухости: недоношенных детей, детей с различными генетическими нарушениями. Особое значение имеет диагностика нарушений слуха у детей раннего возраста, так как у 85% детей нарушение слуха является врожденным или возникает на первом году жизни, то есть до развития речи.
Нарушение слуховой функции ребенка приводит к нарушению его речи и психического развития. Согласно современным исследованиям, ранняя диагностика слуховых нарушений и последующая адекватная реабилитация позволяют предотвратить нарушения речи у ребенка и развитие других высших психических функций. Считается, что на каждую 1000 физиологических родов приходится 1 ребенок с тяжелой степенью тугоухости. Требуют уточнения данные о распространенности легкой и средней степени тугоухости, что связано с поздним обращением родителей детей с данной патологией к специалисту, а также с недостаточной настороженностью педиатров (в 1/3 случаев легкая и умеренная тугоухость впервые выявляется в возрасте 3-7 лет) [6].
Диагностика и реабилитация нарушений слуха у детей раннего возраста с нейросенсорной тугоухостью и глухотой является наиболее сложной областью детской аудиологии. Известны трудности диагностики точных порогов слуха у детей раннего возраста до 3 лет, так как невозможно провести тональную пороговую аудиометрию. Считается, что наиболее достоверными методами исследования слуха у детей до 3 лет являются использование объективных методов исследования (регистрация отоакустической эмиссии и различных классов слуховых вызванных потенциалов). При подтверждении сенсоневральной тугоухости ребенку необходимы слуховые аппараты, т. е. использование современных цифровых слуховых аппаратов, а при глубокой тугоухости (IV степень тугоухости и глухоты) - высокотехнологичный метод реабилитации - кохлеарная имплантация.
Диагностика ребенка проводится с использованием различных психолого-педагогических методов: беседы с родителями и ребенком; анализ документации (аудиограммы, заключения врачей-специалистов и др.); наблюдательная деятельность (игра, рисование, конструирование); использование специальных методов психологического обследования.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Бедарева, А.С. Особенности формирования пространственных представлений у слабослышащих детей / А. С. Бедарева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 46 (284). — С. 255-257.
2. Богданова, Т.Г. Сурдопсихология : учебник для академического бакалавриата / Т. Г. Богданова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 235 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс).
3. Болдырева, Т.А. Специальная психология: учебно-методическое пособие / Т.А. Болдырева, Л.В. Тхоржевская, – Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2011. – 185 с.
4. Бугаева, М. Н. Социализация ребенка с ОВЗ в группе через формирование толерантного отношения дошкольников к людям с ОВЗ / М. Н. Бугаева, Ю. Н. Костюкова, Н. Е. Гусакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 11 (301). — С. 153-155.
5. Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушениями слуха и зрения при проведении обследования ПМПК : методические рекомендации / под общ. ред. И. А. Журавлевой, авт. - сост.: В. С. Городицкая [и др.] ; автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Институт развития образования». – Ханты-Мансийск : Институт развития образования, 2021. – 61 с.
6. Сандрыкина, С. В. Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями слуха в освоении образовательной программы / С. В. Сандрыкина, Е. Е. Юрьева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 1.1 (11.1). — С. 42-45.
7. Специальная психология: лекции, примеры, задачи, методики. Авторсоставитель кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии ИПО КФУ М.В. Федоренко - учебно-методическое пособие для студентов ВУЗов педагогических специальностей. – Казань: КФУ, 2014. – 128 с.
8. Специальная психология. В 2 т. Том 2. Учебник для бакалавриата и магистратуры / В. И. Лубовский [и др.] ; ответственный редактор В. И. Лубовский. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва : Юрайт, 2019. — 274 с.
9. Фатихова Л.Ф. Диагностический комплекс для психолого-педагогического обследования детей с интеллектуальными нарушениями / Л.Ф. Фатихова. – Уфа: ИЦ Уфимского филиала ГОУ ВПО «МГГУ им. М.А. Шолохова», 2011. – 80 с.
10. Физкультурно-оздоровительная работа с дошкольниками, имеющими нарушения слуха: учеб.-метод. пособие / под ред. С.О. Филипповой, Т.В. Воробьевой. - СПб.: Лингвистический центр «Тайкун», 2014. - 250 с.