Фрагмент для ознакомления
2
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ
«УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО»
1. Гражданка В. была осуждена по ч.1 ст.157 УК РФ к семи месяцам исправительных работ с удержанием в доход государства 5% заработной платы. На основании предписания уголовно-исполнительной инспекции она была направлена на работу в Муниципальное унитарное предприятия «Л.» (МУП «Л».) для отбывания уголовного наказания. МУП «Л.» вклю-чено в перечень организаций для отбывания осужденными исправитель-ных работ с установленной квотой, равной одному рабочему месту. Одна-ко В. в трудоустройстве было отказано ввиду отсутствия вакансий, так как для отбывания обязательных работ на работу был принят гражданин Б.
Какие действия должна предпринять уголовно-исполнительная ин-спекция?
В данном случае отказ МУП «Л.» в трудоустройстве гражданки В. незаконен, поскольку на данном предприятии имелась квота для отбыва-ния осужденными исправительных работ – 1 место. На данное место было принято другое лицо, но, как следует из условий задачи, оно было осуж-дено к другому виду уголовного наказания - обязательным работам.
Возможно, что МУП «Л.» было включено и в перечень организаций для отбывания осужденными обязательных работ с какой-либо квотой. Однако в связи с включением МУП «Л.» в перечень организаций для от-бывания осужденными исправительных работ любая причина, которая будет названа как основание для отказа приема на работу, в том числе и указанная в задаче, будет незаконной.
В соответствии с п.72 Инструкции о порядке исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества, утвержден-ной Приказом Министерства юстиции РФ от 20 мая 2009 г. № 142 при не-обоснованном отказе в приеме осужденного на работу уголовно-исполнительная инспекция направляет информацию в органы прокурату-ры, но при этом не ждет реакции на данную информацию, а должна про-должать действия по трудоустройству гражданки В. В данном случае нельзя говорить о том, что отказ В. в приеме на работу для отбывания уголовного наказания было необоснованным (причина была названа), од-нако данное обоснование по указанным выше причинам незаконно.
2. Гражданин П. был признан виновным в совершении преступления и ему назначено наказание в виде ограничения свободы. П. в период с 22 до 23 часов допустил нарушение расписания присутствия электронного браслета, чем нарушил исполнение правил эксплуатации оборудования системы электронного мониторинга подконтрольных лиц.
Какие государственные органы должны контролировать процесс ис-полнения наказания в виде ограничения свободы?
Основным органом, который контролирует процесс исполнения наказания в виде ограничения свободы, является уголовно-исполнительная инспекция по месту жительства осужденного к данному виду уголовного наказания (чч.1, 2 ст.47.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации , далее – УИК РФ). Ее обязанности, которые она должна ис-полнять, контролируя исполнение данного вида наказания, закреплены в чч.4 – 6 ст.47.1, ст.54 УИК РФ и подзаконном акте, конкретизирующим положения Кодекса - Инструкции по организации исполнения наказания в виде ограничения свободы, утвержденной Приказом Минюста России от 11 октября 2010 г. № 258 (далее – Инструкция).
К числу других государственных органов, которые контролируют процесс исполнения данного уголовного наказания, относятся:
- исправительное учреждение, в котором осужденный отбывал нака-зание в виде лишения свободы. В случае, если неотбытая часть наказания в виде лишения свободы была заменена лишением свободы либо ограниче-ние свободы было назначено лицу в качестве дополнительного наказания к лишению свободы, администрация исправительного учреждения должна вручить осужденному предписание о выезде к месту жительства с указани-ем маршрута следования и времени явки в уголовно-исполнительную ин-спекцию по месту жительства для постановки на учет; об этом администра-ция исправительного учреждения должна незамедлительно уведомить уго-ловно-исполнительную инспекцию, в которую направлен осужденный, а также в определенных случаях – потерпевшего или его законного предста-вителя (ч.3 ст.47.1 УИК РФ). Помимо этого, в соответствии с п.20 Ин-струкции администрация исправительного учреждения обязана отправить в уголовно-исполнительную инспекцию и некоторые документы (справку на осужденного, подписку осужденного о необходимости явки в инспек-цию, характеристика на осужденного и др.). В случае если дислокация уголовно-исполнительной инспекции неизвестна, указанные документы направляются в территориальный орган уголовно-исполнительной систе-мы;
- территориальный орган уголовно-исполнительной системы, более точно – его подразделение: служба инженерно-технического обеспечения. Взаимодействие между уголовно-исполнительной инспекцией и указанной службой осуществляется как раз в ситуации, которая описана в задаче: в соответствии со ст.38 Инструкции указанными органами совместно в слу-чае сбоя в работе средств надзора и контроля должны быть приняты меры по установлению причин такого сбоя и его устранению;
- в определенной степени контролирует процесс исполнения данного наказания и суд. В соответствии с ч.1 ст.53 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) при назначении данного наказания суд нала-гает на осужденного определенные ограничения, некоторые из них носят обязательный, некоторые – факультативный характер. В процессе отбыва-ния наказания в зависимости от поведения осужденного по представлению уголовно-исполнительной инспекции суд может изменить набор установ-ленных изначально ограничений: в соответствии с ч.3 ст.53 УК РФ суд может как отменить частично, так и дополнить ранее установленные осуж-денному ограничения. В соответствии с ч.5 ст.53 УК РФ в случае, если осужденный злостно уклоняется от исполнения наказания в виде ограни-чения свободы, назначенного в качестве основного вида наказания, суд по представлению уголовно-исполнительной инспекции может заменить неот-бытую часть наказания принудительными работами или лишением свобо-ды из расчета один день принудительных работ или один день лишения свободы за два дня ограничения свободы. В данном случае можно гово-рить о наличии опосредованного контроля со стороны суда за исполнени-ем данного вида уголовного наказания – он принимает решения, которые либо улучшают, либо ухудшают положение осужденного в зависимости от его поведения, для принятия же такого решения суд должен проанализи-ровать (а фактически – проконтролировать) как исполняется наказание (эти данные он получает, прежде всего, из представления уголовно-исполнительной инспекции);
- в определенной степени контроль за процессом исполнения данного наказания осуществляют и органы внутренних дел. Это происходит тогда, когда осужденный, которому ограничение свободы назначено в качестве дополнительного наказания, скрывается от уголовно-исполнительной ин-спекции и место его нахождения неизвестно. Если в течение 30 дней перво-начальные меры по розыску такого лица не приносят результата, уголов-но-исполнительная инспекция в соответствии с п.58 Инструкции направля-ет информацию в орган внутренних дел для возбуждения уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного ч.1 ст.314 УК РФ. В дан-ном случае органы внутренних дел не столько контролируют процесс ис-полнения наказания в виде ограничения свободы непосредственно, они становятся участниками этого процесса в случае самого неблагоприятного развития событий.
3. Осужденный К., отбывая наказание в виде лишения свободы, об-ратился в администрацию исправительной колонии с заявлением об уве-домлении его жены о смене исправительного учреждения.
Обязана ли администрация исправительной колонии рассмотреть и удовлетворить просьбу К.?
Администрация исправительной колонии обязана рассмотреть заяв-ление гражданина К. в соответствии с ч.6 ст.16 УИК РФ, которая обязыва-ет органы и должностных лиц в установленные законом сроки рассмотреть предложения, заявления и жалобы осужденных и довести принятые реше-ния до сведения их адресатов.
Фрагмент для ознакомления
3
Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.//Российская газета. 1993. 25 декабря. № 237.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ//Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст.2954.
3. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 ян-варя 1997 г. № 1-ФЗ//Собрание законодательства РФ. 1997. № 2. Ст.198.
3. Инструкция о порядке исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества (утверждена Приказом Министерства юстиции РФ от 20 мая 2009 г. № 142)//Российская газета. 2009. 14 августа. № 151.
4. Инструкция по организации исполнения наказания в виде ограни-чения свободы (утверждена Приказом Министерства юстиции РФ от 11 ок-тября 2010 г. № 258)//Российская газета. 2010. 27 октября. № 243.
5. Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (утверждены Приказом Министерства юстиции РФ от 16 декабря 2016 г. № 295)//Официальный интернет-портал правовой информации: http://www.pravo.gov.ru, 27 декабря 2016 г.
6. Приказ Министерства юстиции РФ от 26 января 2018 г. № 17 «Об утверждении Порядка направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания в исправительные учреждения и их перевода из од-ного исправительного учреждения в другое»//Официальный интернет-портал правовой информации: http://www.pravo.gov.ru, 9 февраля 2018 г.
II. Литература
1. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации/Под ред.А.А.Крымова, А.П.Скибы. - М.: ЮНИТИ, 2018. – 759 с.
III. Судебная практика
1. Решение Верховного Суда РФ от 4 марта 2015 г. № АКПИ14-1675 «Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недейству-ющими пунктов 148 и 154 Правил внутреннего распорядка исправитель-ных учреждений//Бюллетень Верховного Суда РФ. 2016. № 2.
IV. Интернет-источники
Проверка соблюдения прав осужденных в исправительных учрежде-ниях Верхотурья и Ивде-ля//https://ombudsman.midural.ru/special/news/show/id/917/category/61 (дата обращения: 19 ноября 2020 г.).