Фрагмент для ознакомления
2
Характеристика общения
Общение — сложный многоплановый процесс установления и разви-тия контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку еди-ной стратегии взаимодействия, восприятие и понимание людьми друг дру-га [4].
Само по себе общение — это необходимое условие для успешного развития человека как личности и члена общества.
Проблема структуры общения в отечественной психологии занимает важное место в исследованиях Г. М. Андреевой, Б. Ф. Ломова, В. В. Зна-кова и др.
Г. М. Андреева описывает три уровня анализа этого явления: макро-, мезо-, и микроуровень:
1. Макроуровень. Общение рассматривается как развивающаяся сеть взаимодействия индивида с другими людьми и социальными группами, процесс общения изучается в интервалах времени, на протяжении всей че-ловеческой жизни, с учетом анализа психического развития индивида.
2. Мезоуровень. Общение рассматривается как сменяющаяся сово-купность контактов, в которых оказываются люди в конкретный времен-ной отрезок своей жизни, главное внимание уделяется содержательному компоненту в ситуациях общения — «с какой целью» и «по поводу чего»; вокруг предмета, темы общения, раскрывается динамика общения, анали-зируются используемые вербальные и невербальные средства, этапы об-щения.
3. Микроуровень. Главное внимание уделяется анализу элементар-ных единиц общения, которые включают в себя не только действия одного из партнеров, но также взаимосвязанное с общением содействие или про-тиводействие другого партнера [2].
В общении как едином процессе выделяют три стороны: коммуника-тивную, интерактивную и перцептивную.
Коммуникативная сторона общения — обмен информацией, связан-ный с конкретным поведением собеседника, важное значение для каждого участника общения имеет ценность информации, если она не просто при-нимается, но, кроме того, понятна и осмыслена.
Интерактивная сторона общения — взаимодействие между индиви-дами (обмен знаниями, идеями, действиями).
Перцептивная сторона общения — восприятие партнерами друг дру-га при общении и взаимодействии и установление в связи с этим опреде-ленных взаимоотношений.
Субъектом общения может выступать как индивидуум, так и группа.
Средства общения — способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации передаваемой в процессе общения от одного собеседника другому. Кодирование информации — это способы передачи информации от человека к человеку [6].
Главное средство общения — язык. Язык — это система знаков, слу-жащая средством общения людей и выражения ими своих мыслей, чувств, желаний и намерений.
Слушающий может по-разному воспринимать содержание общения. Он может понимать, что ему говорят, осознавать объективное содержание общения, при этом в системе его отношений к окружающему миру могут происходить или не происходить какие-либо изменения. В этом случае принято говорить об основных механизмах познания другого человека: идентификации, эмпатии и рефлексии.
Идентификация подразумевает, что слушатель ставит себя на место собеседника. Принимая на себя «роль» другого человека, он усваивает, хотя и частично, систему его отношений к другим людям, явлениям или событиям, новую для него систему ценностей. Идентификация связана с процессом принятия социальной роли и поэтому является в конечном счете актом вхождения в социальную группу, отнесения себя к ней, социализа-ции.
Сопереживание, или эмпатия – это уподобление текущему эмоцио-нальному состоянию другого человека, без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания. Сопереживание может привести к дальнейшей идентификации, но не обязательно.
Рефлексия — это не просто знание или понимание партнера, a знание того, как партнер понимает другого, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отношений друг с другом [5].
Содержание общения включает в себя определенные способы воз-действия партнеров друг на друга. К ним относят заражение, убеждение, внушение и подражание.
Заражение — это бессознательное, стихийное принятие человеком определенных психических состояний. Убеждение — это логически аргу-ментированное целенаправленное воздействие на сознательную сферу личности, с целью трансформировать взгляды одного человека в иную си-стему воззрений. Внушение — метод психологического воздействия, направленный на индивида или группу людей, основанный на не критиче-ском (или неосознанном) восприятии информации оппонентом, происхо-дит при условиях авторитетности и доверия к внушающей стороне, отсут-ствия сопротивления внушающему воздействию. Подражание — это вос-производство одним человеком определенных черт и образцов демон-стрируемого поведения другого человека, а не простое принятие его внешних черт поведения [5].
Функции общения разнообразны. В зависимости от структуры об-щения (перцептивная, коммуникативная, интерактивная сторона) выделяют следующие основные функции общения.
1. Аффективно-коммуникативная (перцептивная) функция, в основе которой лежит восприятие и понимание другого человека, партнера по общению, она связана с регуляцией эмоциональной сферы человека, по-скольку общение является важнейшей детерминантой эмоциональных со-стояний человека.
2. Информационно-коммуникативная функция общения заключается в любом виде обмена информацией между взаимодействующими индиви-дами.
3. Регуляционно-коммуникативная (интерактивная) функция общения заключается в регуляции поведения и непосредственной организации сов-местной деятельности людей в процессе их взаимодействия [5].
Также выделяют следующие функции общения: креативная (творче-ская); коммуникативно-связующая; личностно-трансформирующая; психо-терапевтическая.
Общение — важнейшее условие совместной деятельности людей. Без возможности договориться, понимания друг друга прекратилась бы об-щая деятельность.
Общение является важнейшей жизненной потребностью человека, удовлетворяя которую он обеспечивает свое индивидуальное существова-ние и развитие.
Общение играет психотерапевтическую, подтверждающую, роль в жизни человека в любом возрасте. Потребность человека в подтверждении своего «я» со стороны окружающих существенно больше, чем просто об-мен информацией. Наказание психологическим непониманием не только тяжело переносится, но является разрушительным для личности [3].
Таким образом, общение, будучи одним из основных видов деятель-ности людей, не только постоянно выявляет существенные характеристики личности как объекта и субъекта общения, но и влияет на весь ход ее даль-нейшего формирования, в первую очередь на такие блоки свойств, в кото-рых выражается отношение человека к другим людям и к себе. В свою очередь, изменения, происходящие в людях под давлением развертываю-щегося общения, воздействуют в той или иной степени на такие базисные свойства личности, в которых проявляется ее отношение к различным со-циальным институтам и общностям людей, природе, общественной и лич-ной собственности, к труду.
Понятие социальной перцепции
Межличностное общение, возникающее между людьми, может быть успешным в том случае, если между участниками существует взаимопони-мание. Процесс общения во многом определяется тем, в какой мере собе-седники отражают эмоции, черты и чувства друг друга, воспринимают и понимают других, а через них и себя. Восприятие – познавательный про-цесс, формирующий субъективную картину мира. Социальная перцепция – по сути, синоним восприятия, только в более глубоком смысле понимания, и именно поэтому социальная перцепция является одной из наиболее сложных и важных понятий социальной психологии [1].
В настоящее время под социальной перцепцией понимают много-уровневый процесс, включающий в себя не только восприятие и оценку передаваемой информации, но и человека в целом, его внешние проявле-ния и эмоциональное состояние [2].
Восприятие социальных объектов имеет ряд специфических черт, ко-торые его качественно отличат от восприятия неодушевленных предметов: активность, целостность и мотивированность.
Активность означает, что индивид или группа не пассивны и не без-различны по отношению к воспринимаемому. И объект, и субъект соци-ального восприятия воздействуют друг на друга, стремятся трансформи-ровать представления о себе в благоприятную для своих целей сторону.
Целостность – внимание субъекта социальной перцепции сосредото-чено на смысловых и оценочных интерпретациях объекта восприятия, в том числе и причинных.
Принципы формирования аттракции
Аттракция представляет собой форму познания другого человека, основанную на формировании устойчивого позитивного чувства к нему.
Этот компонент «обеспечивает» не только расположение, привлече-ние к себе человека, но и удержание его внимания, интереса и желания взаимодействовать. Аттракция обеспечивает формирование позитивного эмоционального отношения к воспринимаемому человеку: симпатии, дру-жеского отношения, любви [9].
В результате процесса аттракции складывается система социальных установок, которые регулируют отношения личности с ее социальной микросредой. Довольно часто она уже присутствует в общении, и инициа-тору остается только воспользоваться ею. В других случаях состояние ат-тракции необходимо создавать. База аттракции — потребность человека в положительных эмоциях. Она стимулируется многими приемами: тонким комплиментом, умением слушать, уважительным отношением к объекту, «отражение» собеседника, позитивными невербальными проявлениями, комфортным для собеседника расположением и т.п.
Симпатия, как правило, возникает либо по принципу идентичности (психологического сходства или единства), либо по принципу психологи-ческой комплиментарности (дополнения). Психологическое взаимодопол-нение, хоть и требует больших психических затрат, формирует более ста-бильные социальные системы: взаимовыгодное партнерство, долгие дру-жеские отношения, успешные браки.
К основным принципам формирования аттракции относятся следу-ющие [9].
Улыбка. Искренняя, открытая улыбка воспринимается как компли-мент. Дружеское расположение рождает соответствующее расположение.
Обращение по имени. Человеку приятно слышать свое имя, отчество в общении. Происходит бессознательное восприятие своей уникальности, персональности внимания, на биологическом языке это значит повышение статуса, что способствует повышению желания взаимодействия, способ-ствует взаимопониманию.
Визуальный контакт. Смотря на говорящего, слушатель проявляет заинтересованность, сосредоточивает внимание на сообщении, проверяет и корректирует процесс понимания. Взгляд – это мощное невербальное средство передачи информации, выражения своего отношения к партнеру по общению и т.д. Доброжелательно смотря на человека, мы даем понять, что слышим ответ, поддерживаем обратную связь.
Эмпатия. Если человек позволяет проникать в себя отражениям дру-гих людей, когда он небезразличен к их мнениям и ощущениям, то это по-рождает симпатию. Мы с симпатией относимся к тем людям, которые спо-собны к адекватному отражению. При этом мы оцениваем среди прочего и то, насколько конгруэнтными, то есть соответствующими данной ситуации, нам представляются мимика и язык тела людей.
Внешнее проявление чувств — позы и жесты. Они играют важную роль для аттракции. Например, наклонившийся к нам собеседник воспри-нимается как более внимательный слушатель.
Прикосновения. Прикосновением можно установить контакт, при-влечь внимание, выразить свое отношение к собеседнику. Безусловно, при-косновения позволительны в неделовом, интимном общении.
Дистанция. Оптимальное расстояние между собеседниками зависит от их индивидуальных черт и ситуативных параметров. Увеличение или уменьшение дистанции между общающимися должно быть логичным. Пространственную близость можно использовать для установления более доверительных отношений. Но пользоваться этим нужно крайне осторож-но.
Умение слушать. Внешним проявлением этого является внешняя де-монстрация интереса к собеседнику: наклон в его сторону, кивание голо-вой в подтверждении понимания сообщения, слова-подсказки собеседнику, когда он ищет подходящее слово. Это свидетельствует об интересе к слу-шателю, его вниманию и полном взаимопонимании.
Каузальная атрибуция
Каузальная атрибуция – механизм интерпретации поступков и чувств другого человека. В случае, когда причины поведения человека не-известны, средством причинного объяснения выступает приписывание (ат-рибуция), т.е. осуществляется своеобразное достраивание информации в соответствии с широко распространенными и типичными причинами.
Согласно теории корреспондентного выведения Э. Джона и К. Дэви-са человек, прежде всего, обладает некоторыми личностными чертами – диспозициями (например, эмоциональной неуравновешенностью) затем намерениями – интенциями (например, начальник намеревается дисципли-нировать подчиненных), затем актуализирует то и другое при помощи знаний (о способах дисциплинирования) и способностей (низкая коммуни-кативность), которые, реализуясь в действие, приводят к его следствиям. Результат – окрик начальника остается без внимания подчиненных [2].
Ф. Хайдер выделил два основных пункта каузальной атрибуции:
1) различение намеренных и ненамеренных действий;
2) различение личностных и средовых атрибуций.
Часто бывает очень важным ответить на вопрос о намеренности или случайности совершенного поступка человека, а также понимание того, вынудили ли обстоятельства совершить тот или иной поступок, или это личная инициатива человека [10].
Г. Келли предложил модели ковариации и конфигурации. Модель ковариации обозначает форму анализа связей, которые человек склонен усматривать между отдельными эффектами и их причинами в различных ситуациях. Г. Келли предположил, что если некоторая причина всегда ока-зывается связанной с определенным эффектом, который не возникает в ее отсутствие, индивиду свойственно приписывать возникновение данного яв-ления именно этой причине [2].
Э. Джонс и К. Дэвис писали о том, что сначала субъект определяет, свободно ли совершенное действие выражает волю индивида или же оно совершается под влиянием внешних воздействий. В случае если субъект решает, что совершенное действие произошло без чьего-либо вмешатель-ства, перед ним возникает другая задача – определить, был ли совершен-ный поступок намеренным, или же он был случаен [2].
Д. Бэм исследовал, каким образом индивид научается оценивать и интерпретировать свое внутреннее состояние, и какие внешние и внутрен-ние признаки способствует этому. Д. Бэм доказал, что значительную роль в явлении самоатрибуции играют «внешние признаки», которые доступны и сторонним наблюдателям [10].
Р. Нисбеттом и Л. Россом писали, что понимание индивидом внеш-них стимулов является результатом активного психического процесса. При субъективной интерпретации присуща изменчивость ситуации в соответ-ствии с личностным отношением и внешними условиями. Наблюдаемые действия и результаты могут служить отражением не столько личностных диспозиций индивида, сколько объективных ситуативных факторов. По этой причине многие явления могут интерпретироваться иначе, искажаться индивидом [10].
При каузальной атрибуции мы стараемся оценить психические черты другого индивида по особенностям его поведения. Они субъективны для него, но становятся объективно действующим фактором для нас. В свою очередь, и наше восприятие субъективно, и мы можем ошибаться, отхо-дить от подлинного положения, а это всегда убыточно.
Необходимость оценки психического статуса других людей, особен-ностей их темперамента, характера, направленности интересов может определяться нами лишь предположительно, поскольку полностью «за-глянуть в душу» другого – невозможно. Однако, важно помнить, что внешне сходное поведение различных индивидов может направляться со-вершенно различными мотивами, а порою один и тот же мотив у разных индивидов реализуется разным поведением – и не только в связи с разли-чиями условий, но и в связи с различным внутренним (психическим) их потенциалом.
Успех наших взаимоотношений с людьми во многом зависит от нашей способности к каузальной атрибуции. Ведь нам необходимо соблю-дать свои интересы, в число которых может входить и правильная поста-новка взаимоотношений, налаживание сотрудничества. Естественно, что наше мнение о других людях всегда имеет предположительный характер. Но чем больше черт поведения другого индивида мы способны соотнести с особенностями его внутреннего мира, строя модель этого мира, тем его поведение и он в целом становятся для нас предсказуемее.
Результаты каузальной атрибуции, как некая установка, должны быть подвластны объективации: сделав вывод о мотивах поведения некое-го индивида, мы должны быть способны внести в этот вывод уточнения в случае появления новой информации. Однако, большинство людей склон-ны впадать в предвзятость: на основании уже сложившегося об индивиде мнения мы «не допускаем мысли» о том, что в той или иной ситуации, в том или ином деле он может поступить вопреки нашим ожиданиям.