Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Форма правления в доктрине конституционного права рассматривается с двух кардинально различающихся позиций. Сторонники так называемой узкой трактовки считают, что характер формы правления, существующей в конкретном государстве, зависит от организации верховной власти, а точнее «от определения правового положения высшего органа государственной власти – главы государства». Апологеты «широкого» подхода к определению формы правления полагают, что она представляет собой систему разноплановых взаимоотношений между государством и населением, между высшими государственными органами, между государством и различными формальными и неформальными организациями, в целом политическую среду, в которой существуют эти отношения.
При научном анализе института формы правления нужно иметь в виду, что форма правления – это своего рода организационный каркас, юридическая модель различных отношений между соответствующими высшими органами государственной власти. Реальный же порядок их взаимодействия достаточно быстро изменяется и не всегда соответствует юридической модели. Взаимоотношения между высшими органами государственной власти всегда тоньше закрепляемой конституцией юридической модели и зависят от расстановки политических сил после очередных (или внеочередных, например, при парламентской форме правления) выборов парламента или президента. Для определения формы правления в самом общем виде достаточно характеристики правового положения и взаимодействия высших органов власти в государстве, хотя следует учитывать и дополнительные факторы, которые не всегда имеют юридическую фиксацию в тексте конституции или иных правовых актах.
Принципиальный вопрос – соотношение правового статуса главы государства с установленной в государстве формой правления. Представляется, что именно статус главы государства, как и его фактическое положение в системе высших государственных органов, в значительной мере предопределяют наличие в стране соответствующей формы правления.
Цель курсовой работы – анализ взаимоотношения президента и парламента при различных формах правления.
Задачами курсовой работы являются:
– рассмотреть особенности взаимоотношения президента и парламента в республиканской форме правления;
– исследовать взаимодействие президента и парламента в монархической форме правления.
Объектом работы являются общественные отношения, сложившиеся в сфере взаимоотношения президента и парламента при различных формах правления.
В качестве предмета выступает правовая база в сфере регулирования взаимоотношений президента и парламента при различных формах правления.
В работе использованы труды таких авторов как А.А. Кондрашев, А.М. Халилова, Я. Щеглова, Е.А. Устюжанинова, О.Ю. Елизарова, А.В. Безруков, В.В. Чугаев и др.
Структура работы включает введение, две главы, в заключении делаются выводы, список использованных правовых актов и литературы.
Глава 1. Особенности взаимоотношения президента и парламента в республиканской форме правления
Глава государства – это единоличный орган в большинстве стран (не менее 150). Хотя главой государства может выступать и коллегиальный орган. Например, в СССР и иных социалистических странах (Куба, Вьетнам, КНДР) главой государства были президиумы высших представительных органов, несмотря на то что в этих странах статус главы государства, как правило, не был закреплен в тексте основного закона.
Так, полномочия президента США настолько значимы, что именно с его личностью ассоциируется власть в стране, значительные события национального масштаба, а также исторические этапы ее развития. Кабинет президента США (по сути – правительство) отвечает и отчитывается перед президентом. Вместе с тем, Конгресс в лице своих комитетов имеет возможность при необходимости в порядке парламентского контроля проводить слушания и требовать отчет от того или иного члена «Президентского кабинета». Персонификация президентской власти выражается и в том, что президентом является лидер победившей на президентских выборах политической партии, и даже если его партия не составляет в Конгрессе парламентское большинство, то при американской двухпартийной системе роль президентской партии все равно будет значима.
Современные подходы к пониманию сущности института президента (монарха) обычно основаны на детализации способов наделения полномочиями главы государства, а также на определении его места среди иных высших государственных органов и, следовательно, на характеристике такого элемента формы государства, как форма правления .
В современной отечественной конституционной доктрине выделяют две основные формы правления: монархию и республику. Наверно, 4/5 современных стран объявлены в их конституционных актах республиками. Остальные перешли к правлению, которое по всем признакам можно назвать республиканским (хотя в текстах конституций они названы монархиями), когда официально именуемый главой государства монарх почти не имеет реальных правомочий, позволяющих ему участвовать в реализации государственных функций.
Высшие органы государственной власти в республике формируются посредством выборов на определенный срок, причем глава государства и парламент могут избираться на прямых выборах либо именно парламент избирает президента и одновременно назначает премьера и членов правительства.
В российской конституционной теории традиционно выделяют три разновидности республик: президентскую, парламентскую и смешанную (полупрезидентскую или полупарламентскую).
В президентской республике президент является главой государства и одновременно главой исполнительной власти, избирается на определенный срок прямыми или косвенными выборами. Такая модель исторически возникла в США, затем распространилась среди государств Центральной и Южной Америки, Азии и Африки. К ее плюсам в науке традиционно относят «стабильность» системы органов государственной власти (парламент не может быть распущен президентом, а президент или правительство не могут быть отправлены в отставку по политическим мотивам парламентом), а также систему «жесткого» разделения полномочий между парламентом и главой государства. В таких государствах пост премьер-министра, как правило, не учреждается, президент самостоятельно формирует правительство, а все министры ответственны только перед ним. Президент обладает «сильным» правом вето, которое может быть преодолено парламентом лишь квалифицированным большинством (2/3 или 3/4). Акты президента в сфере исполнительной власти не подлежат контрасигнатуре со стороны членов правительства .
Парламентская республика отличается доминирующей ролью представительного органа в государственном механизме: именно парламент ответствен за формирование правительства, а президент избирается депутатами и имеет только символические полномочия (помилование, право на международные визиты, награждение государственными наградами). Налицо верховенство парламента среди иных высших государственных органов, а следовательно, и подконтрольность президента парламенту. Причем в некоторых случаях президент включен формально в состав парламента (Индия, Пакистан).
Парламентская республика отличается доминирующей ролью представительного органа в государственном механизме: именно парламент ответствен за формирование правительства, а президент избирается депутатами и имеет только символические полномочия (помилование, право на международные визиты, награждение государственными наградами). Налицо верховенство парламента среди иных высших государственных органов, а следовательно, и подконтрольность президента парламенту. Причем в некоторых случаях президент включен формально в состав парламента (Индия, Пакистан).
При этом президент формально назван главой государства в текстах конституций. Согласно конституционным актам членов правительства назначает, как правило, президент (но, например, в ФРГ глава правительства – канцлер – избирается депутатами бундестага самостоятельно), однако делает он это не по собственной инициативе, а только по решению парламентского большинства (после создания парламентской коалиции партий или большинства на основе представительства одной партии, получившей более половины депутатских мандатов). Созданный кабинет (а
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС «КонсультантПлюс».
2. Безруков А.В., Чугаев В.В. Институт главы государства в механизме укрепления государственного единства и правопорядка (теоретико-историческое и конституционно-правовое исследование) // Правоприменение. 2018. Т. 2. № 1. С. 41-44.
3. Галимова Д.Ф., Тухватуллин Р.Р. Место и роль монарха во внутренней политике в современной Великобритании // Мир Евразии: от древности к современности. Сборник материалов Всероссийской научной конференции. Ответственный редактор Р.Р. Тухватуллин. 2019. С. 130-134.
4. Драган С.Н. Форма правления в России в начале XX века // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. 2010. № 4 (19). С. 57-63.
5. Завьялова Д.С. Современные абсолютные монархии // Современные проблемы правотворчества и правоприменения. Байкальский студенческий юридический форум-2019: материалы Всероссийской студенческой научно-практической конференции. Иркутский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России). 2019. С. 6-10.
6. История государства и права зарубежных стран: хрестоматия: в 2 ч. / под общ. ред. Е.А. Апольский, А.А. Егоров ; сост. Е.А. Апольский, А.А. Егоров, Е.А. Паламарчук; ВГУЮ (РПА Минюста России), Ростовский институт (филиал). Ч. 2. Средние века. Новое время. Новейшее время. Ростов н/Д, 2017. 227 с.
7. Казачанская Е.А., Положий Н.В. Государственный и общественный строй Франции в эпоху сеньориальной монархии // Современные фундаментальные и прикладные исследования. 2017. № 2-1 (25). С. 123-128.
8. Кондрашев А.А. Доктринальное осмысление места главы государства в различных республиканских формах правления // Российский юридический журнал. 2020. № 4 (133). С. 9-20.
9. Рыбак С.В. Правоведение: учебник. Издательство: РУСАЙНС, 2018. 352 с.
10. Семенченко И.Д. Парламент при монархии // Аллея науки. 2018. Т. 3. № 1 (17). С. 111-113.
11. Тюнина И.И. Правовое положение главы государства в дуалистических монархиях // Конституционализм и государствоведение. 2019. № 4 (16). С. 72-76.
12. Устюжанинова Е.А., Елизарова О.Ю. Роль главы государства в системе разделения властей: на примере французской республики // Европейские научные исследования: сборник статей V Международной научно-практической конференции. 2020. С. 148-151.
13. Халилова А.М. Форма правления в России: сравнительно-правовой аспект // Российская наука в современном мире. Сборник статей XXIX международной научно-практической конференции. 2020. С. 172-173.
14. Шуайпова П.Г., Кечеджиян Л.А. Современные конституционные монархии // Аллея науки. 2017. Т. 4. № -9. С. 652-656.
15. Щеглова Я. Политико-правовые аспекты пятой республики во Франции // COLLEGIUM LINGUISTICUM – 2019: тезисы докладов Ежегодной конференции Студенческого научного общества МГЛУ. 2019. С. 187-188.
16. Bäyme K. Das politische System der BRD. München: Piper, 1993. 417 s.