Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Одним из результатов многочисленных споров в 70-х годах прошлого столетия о кризисном состоянии и перспективах развития социальной психологии за рубежом было понимание потребности в создании макротеории, позволившей бы интегрировать огромное количество аккумулированных эмпирических данных и определиться с новыми, которые бы были более эффективными и социально релевантными в своих направлениях.
Также стало очевидным, что такая теория вряд ли может вырасти на основе проявления парадигмы экспериментальной социальной психологии, которая сформировалась в США.
Кризис выявил проблематику таких существенных свойств зарубежной парадигмы, препятствующих ее теоретическому развитию как науки о психологических уровнях социальных процессов. И по настоящее время в СГА и Западной Европе есть только одна попытка противопоставить парадигме США теорию обоснованную. То – этогенический подход, теория социального психолога Р. Харре
Целью данной работы является рассмотрение «этогенического подхода» Р. Харре к изучению социальных отклонений и девиантного поведения.
Задачи:
- рассмотрение сущности этогенического подхода Р. Харре;
- описание девиантности и объяснения ее с точки зрения этогенического подхода.
1 Общая характеристика этогенического подхода Р. Харре
Спектр научных интересов Рома Харре крайне обширен. Он написал большое количество публикаций, относящихся к следующим областям знания: философия математики, философия науки, онтология, психология, социальная психология, социология и философия. Он оказал достаточно сильное влияние на философское движение критического реализма, опубликовав Силы причинности в 1975, и в том же году книгу «Реалистская теория науки» в соавторстве с Роем Бхаскаром, британским социологом, представителем реалистского направления. Харре был научным координатором докторской диссертации Роя Бхаскара, что повлияло на его тесное увлечением критическим реализмом.
Ром Харре вплотную занимался философией и методологией науки, оспаривая классическое понимание научного прогресса. Так, по его мнению, прогресс происходит не в процессе смены парадигм, как доказывал Кун, а в процессе глубокого познания мира. Особенно он подчеркивает важность создания таких научных инструментов, которые могут эмпирически подтверждать научные теории, поэтому стоит скорее опираться на создание новых материальных вещей, чем абстрактных идей и знаний, которые слишком часто подвергаются пересмотру и модифицируются.
Кроме того, он занимается историей и эпистемологией психиатрии, социальной психологией.
Этогенический подход представляет собой уникальный в своем роде и потому, что в нем отражаются новые направления развития теоретической социальной психологии.
«Чертеж новой науки», матрица, похожая на эволюционную концепцию Ч. Дарвина, в пределах которой фрагменты социально-психологического знания могут быть собраны систематически и структурно – вот как можно обозначить этогенический подход Р. Харре .
Рисунок 1 – Ром Харре
Рассматриваемая теория была создана на основе отрицания основных характеристик приоритетной парадигмы в США. Понятие «этогения» тесно связано с понятием «этология». По мнению Р. Харре, этогения представляет собой анализ действительности, в которой проходит жизнь людей. Исследования происходят не в лабораториях, а на улице, дома, в кафе, где происходит настоящая коммуникация между людьми.
Следует также отметить, что Р. Харре негативно относится к экспериментам в лаборатории не только по причине слабой экологической валидности получаемых данных или других недочетов (артефакты, предубежденность экспериментатора и др). По мнению ученого, этогенический метод нацелен на анализ жесткой взаимосвязи зависимых и независимых переменных, которые специфичны для автоматизированных структур, а не для анализа поведенческих актов человека. Личность способна рефлексировать, разумно и самостоятельно действовать.
Ученый, таким образом, говорит о ненужности применения эксперимента в лаборатории и обращает внимание на антропоморфию. Как
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Андреева Г.М. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: Теоретические подходы: Учеб. пособие для вузов / Г.М. Андреева, Н.Н. Богомолова, Л.А. Петровская. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 287 с.
2) Бусыгина Н. П. «Дискурсивный поворот» в психологических исследованиях сознания // Консультативная психология и психотерапия, 2010, 1, с. 55-82
3) Лавриненко В.Н. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2016 – 448 с.
4) Леонтьев Д.А. Психология смысла / Д.А. Леонтьев. – М.: Смысл, 2007. – 87 с.
5) Осипов Г.В. Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов / Отв. ред. академик РАН Г. В. Осипов, действительный член РАЕН Л. Н. Москвичев. – М.: Норма, 2005. – 912 с.
6) Романова Л. А. Теория социального конструирования и композитные перформативы // Вестник ВолГУ. Серия 2: Языкознание. 2009. № 2.
7) Турушева Ю. Б. Особенности нарративного подхода как метода изучения идентичности // Психологические исследования. 2014. Т. 7, № 33. С. 6.
8) Штомпка П. Социология. Анализ современного общества: Пер. с польск. СМ. Червонной / П. Штомпка – М.: Логос, 2005. – 664 с.