Фрагмент для ознакомления
2
Цель психологической реабилитации: это улучшение качества жизни и социального функционирования людей с психическими расстройствами посредством преодоления их социальной отчужденности, а также повышение их активной жизненной и гражданской позиции.
Психологическая реабилитация — это система психологических, психолого-педагогических, социально-психологических мероприятий, направленных на восстановление или компенсацию нарушенных психологических функций, состояний, личного и социального статуса людей, получивших психическую травму.
Целью психологической реабилитации является оказание больному помощи в восстановлении оптимального для продолжения профессиональной деятельности психического здоровья.
Задачи психологической реабилитации:
уменьшение выраженности психопатологических симптомов с помощью триады – лекарственных препаратов, психотерапевтических методов лечения и психосоциальных вмешательств;
повышение социальной компетентности психически больных людей путем развития навыков общения, умения преодолевать стрессы, а также трудовой деятельности;
уменьшение дискриминации и стигмы;
поддержка семей, в которых кто-либо страдает психическим заболеванием;
создание и сохранение долгосрочной социальной поддержки, удовлетворение по меньшей мере базовых потребностей психически больных людей, к каковым относятся обеспечение жильем, трудоустройство, организация досуга, создание социальной сети (круга общения);
повышение автономии (независимости) психически больных, улучшение их самодостаточности и самозащиты.
Объектами психологической реабилитации являются наряду с больными и инвалидами следующие группы людей:
пенсионеры и пожилые
бомжи;
беспризорные и бездомные дети и подростки;
безработные;
эмигранты и беженцы;
люди, оказавшиеся в критических экстремальных ситуациях;
осужденные и бывшие осужденные;
алкоголики, наркоманы и др.
В целом в качестве объектов социальной работы выступают три общих группы населения:
социальные малозащищенные группы (сироты, инвалиды и др.);
маргиналы (бродяги, «бомжи» др.);
лица с отклоняющимся (девиантным) поведением (осужденные, алкоголики, наркоманы и др.)
Социально-психологическая реабилитация проводится с целью воздействия на психическую сферу человека для формирования таких качеств у пациента и его окружения, которые способствовали бы максимальной адаптации к социальной среде в условиях нарушенного здоровья и преодоления в его сознании представления о недостижимости реабилитации.
3. Основные социально-психологические проблемы инвалидов
Инвалидность как состояние ставит ряд специфических социально-психологических проблем. Наиболее распространенными являются изоляция и разочарование. И. Д. Ялом выделяет три типа изоляции: межличностную, которая переживается как одиночество, то есть изоляция от других членов общества; внутриличностную изоляцию, которую он трактует как "процесс, посредством которого человек отделяет части себя друг от друга"... когда человек подавляет свои чувства или стремления, принимает "потребность" и следует за своими желаниями, не доверяет собственным суждениям или блокирует от себя собственный потенциал, он рассматривает экзистенциальную изоляцию как фундаментальную – удаленность человека от мира. Одиночество, вызванное социальной изоляцией, - это ощущение недоступного круга общения, людей, способных удовлетворить потребность в общении как таковом, в межличностных контактах, не обязательно глубоких и близких.
Одиночество, вызванное эмоциональной изоляцией, возникает из-за отсутствия привязанности к конкретному человеку или когда человек отделяет свои эмоции от воспоминаний о каком-то событии и становится неспособным иметь близкие отношения с другими людьми.
Но об одиночестве можно говорить только тогда, когда человек сам осознает неполноценность своих отношений, то есть когда он один. Состояние, в котором есть осознание собственной депривации. Концептуальная модель одиночества как результата осознания индивидом ситуации собственной депривации позволяет увидеть депривационные источники одиночества. Ситуация внешнего отчуждения приводит к внутреннему отчуждению как специфической защитной реакции.
О. Б. Долгинова выделяет три уровня неудовлетворенности потребностями: эмоциональный, когнитивный и психосоциальный. выбор этих трех уровней депривации обусловлен объективностью положений и выводов, содержащихся в теории и методологии психической рефлексии, что соотносится с представлениями о проблеме феноменологии одиночества как переживания человеком состояния собственной депривации. Эмоциональную депривацию можно рассматривать как недостаточную возможность установить интимные эмоциональные отношения с человеком или разорвать такие эмоциональные связи, если они уже созданы.
Депривация когнитивная определяется как изменчивость хаотической структуры внешнего мира без четкого порядка и смысла, что делает невозможным понимание, предвидение и управление происходящим извне: социально-политической нестабильностью общества, нестабильностью социальных требований и т. д. социальная депривация возникает в результате неспособности к усвоению автономной социальной роли, например, проблемы удовлетворения своих профессиональных устремлений. Анализ различных видов депривации открывает человеку пути выхода из состояния одиночества. Преодоление состояния одиночества является длительным процессом и связано с желанием человека изменить ситуацию психических потребностей. Следующей значимой социально-психологической проблемой является
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Варга, А.Я. Основные направления современной психотерапии / А.Я. Варга. – М.: «Когитоцентр», 2015. – 379 с.
2. Жигарева, Наталия Петровна Комплексная реабилитация инвалидов в учреждениях социальной защиты. Учебно-практическое пособие / Жигарева Наталия Петровна. - М.: Дашков и К°, 2015. - 900 c.
3. Исаев А. К. Социальная среда в условиях кризиса : [сборник статей]/ А. К. Исаев; СПбГуманит. ун-т профсоюзов. -СПб.: Изд-воСПбГУП, 2016.-106 с.
4. Клипинина, Н.В. Психологические принципы организации «помогающего пространства» в детских лечебных учреждениях / Н.В. Клипинина [и др.]; под ред. Н.В. Клипинина. – М.: Фонд «Подари жизнь», 2016. – 44 с.
5. Немировский, К. Винникот и Кохут. Новые перспективы в психоанализе, психотерапии и психиатрии / К. Немировский. – М.: «Когито-Центр», 2016. – 220 с.
6. Реализация современных подходов к реабилитации инвалидов в процессе общего и профессионального образования : Материалы международной научно-практической кон-ференции/ СПбГИПСР, СПбГБУПРЦ; науч. ред. С. С. Лебедева. -СПб., 2015.-267 с.
7. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психология / С.Л. Рубинштейн. – СПб: Питер Ком, 1999. – 720с.
8. Федоров, Ю.М. Социальная психология: курс лекций / Ю.М. Федоров. – Новосибирск, 2018. – 528с.
9. Энциклопедия социальных практик поддержки семьи и детства в Российской Федера-ции : [справочное издание] / ред. Е. И. Холостова, Г. И. Климантова. -2-еизд.. -М.: ДашковиК, 2015.-752 с.