Фрагмент для ознакомления
2
1 Подготовка осужденных к жизни на свободе
Личность — системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующее его со стороны включенности в общественные отношения. К таким свойствам и качествам относятся речь, сознание, социальные функции (родителей, учителей, управленцев), позиции личности (отношение к материальным и духовным ценностям, к обществу, к людям, к себе, к обязанностям и степени их осознания), нравственный облик личности, ее социальные установки.
Личность осужденного шире понятия «личность преступника», т.к. осужденный – это не тот человек, который совершил преступление, ибо само преступление наложило отпечаток на его психику, ибо он пережил процедуру судопроизводства, а отбывая наказание в виде лишения свободы, вынужден исполнять роли в тюремной субкультуре и принимать занимать соответствующий статус.
Наиболее распространенным в криминологии является выделение следующих шести групп признаков личности:
1) социально-демографические:
2) уголовно-правовые;
3) социальные связи;
4) нравственные свойства:
5) психологические признаки;
6) физические (биологические) характеристики .
Наказания, связанные с переменой места жительства (арест, лишение свободы на определенный срок, содержание в дисциплинарной воинской части) - усиливают процесс ослабления социально-полезных связей. Уголовное наказание не имеет целью ослабление социальных связей. Наоборот, цели наказания совершенно противоположны и достижение их невозможно без укрепления связей индивида с обществом. Изоляция преступника от общества осуществляется для лишения возможности совершения им новых преступлений, для создания условий целенаправленного воспитательного воздействия в целях исправления осужденного и должна устрашать его.
Но изоляция от общества имеет и отрицательные последствия, прерывая установившиеся в течение жизни социально-полезные связи.
Осужденный к лишению свободы неизбежно выбывает из семьи и трудового коллектива. В условиях лишения свободы роль члена семьи исполняется им частично, либо вообще не исполняется, а роль члена производственного коллектива обладает весьма существенными отличиями от роли свободного грудящегося.
Заключительным этапом в деятельности администрации учреждений уголовно-исполнительной системы в процессе исправления осужденных является их подготовка к освобождению. От качества ее проведения во многом зависит эффективность всей предшествующей деятельности и закрепление результатов исправления. Кроме того, эта работа важна с точки зрения создания необходимых условий для успешной социальной адаптации и ресоциализации освобождаемых.
Подготовка к освобождению необходима прежде всего для устранения возможных препятствий при трудовом и бытовом устройстве бывших преступников и направлена на предотвращение рецидива преступлений. Следует отметить, что подготовка осужденных к освобождению начинается с момента их поступления в исправительные учреждения, поскольку деятельность персонала, применяемые им средства и методы преследуют цель исправления осужденных. Таким образом, подготовку к освобождению правомерно рассматривать в широком и узком смысле. В первом случае - это комплекс мероприятий, проводимых с осужденными с первых дней пребывания в исправительном учреждении, направленный на их исправление; во втором - работа с конкретным осужденным в период, непосредственно предшествующий освобождению, направленная на оказание помощи по нормализации или восстановлению полезных социальных связей, предварительное решение вопросов трудового и бытового устройства, а также психологическую подготовку к условиям жизни на свободе.
2 Педагогическая характеристика средств исправления осужденных.
Задача
А.С. Макаренко писал: «Труд без идущего рядом образования, без идущего рядом политического и общественного воспитания не приносит воспитательной пользы, оказывается нейтральным процессом. Вы можете заставить трудиться человека сколько угодно, но если одновременно с этим вы не будете его воспитывать политически и нравственно, если он не будет участвовать в общественной и политической жизни, то этот труд будет просто нейтральным процессом, не дающим положительного результата».
О каких элементах воспитательной системы идет речь? К чему может привести отсутствие взаимосвязи между ними?
В чем состоит важность труда. Экономическое и политическое значение труда коррелирует с научными изучениями. Еще К. Д. Ушинский говорил о том, что важно любить труд. Как природа создает богатство для человеческого общества, независимо от труда, то и человек, открывая законы природы, создает новое. Труд – это капитал, который не ограничивает удовлетворение настоящих мотивов и потребностей.
Труд в условиях исправительного учреждения преследует не только воспитательные, но и определенные экономические цели: труд осужденных способствует возмещению государству части расходов на содержание исправительного учреждения.
Одним из важных условий трудового перевоспитания осужденных является изготовление в процессе труда продукции, пользующейся повышенным спросом. Ряд исправительных учреждений имеют собственное высококвалифицированное и механизированное производство, на котором изготовляется сложная и пользующаяся спросом продукция. В тех учреждениях, в которых осужденные изготовляют такую продукцию, производительность их труда, коллективная сплоченность значительно выше, чем в тех учреждениях, где они заняты на второстепенных работах и где труд их организован кое-как, чтобы лишь занять свободное время.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Европейские пенитенциарные правила// http://docs.cntd.ru/document/420361984 (дата обращения 08.02.2021)
2) Исправительная (пенитенциарная) педагогика: Учебник [Текст] / М.П. Стурова, А.И. Кузьмин, А.И. Зубков и др. – Рязань: Рязанская высшая школа МВД РФ, 1993. – 400 с.
3) Карпунина Н.В. Пенитенциарная педагогика: учеб.-метод. пособие [Текст] / Н.В. Карпунина – Владимир, ВЮИ Минюста России: 2005. – 152 с.
4) Литвишков В.М. Митькина А. В. Пенитенциарная педагогика : курс лекций [Текст] / В.М. Литвишков, А.В. Митькина. – М: Московский психолого-социальный институт, 2004. – 400 с.
5) Основы трудовой адаптации осужденных к лишению свободы : Учебно-методическое пособие [Текст]. – М.: НИИ ФСИН России, 2007. – 96 с.
6) Писарев О.М. Психология пенитенциарного социума: Учебное пособие [Текст] / О.М. Писарев. Томск: Издательство «ДИВО», 2007. – 88 с.
7) Приказ Минюста РФ от 13 января 2006 г. N 2 "Об утверждении Инструкции об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы" (с изменениями и дополнениями)// https://base.garant.ru/12144685/(дата обращения 08.02.2021)
8) Томина Н.М. Мотивация производительного труда осужденных в условиях рыночных отношений//Выживаемость предприятий ИТУ в условиях рынка: новые структуры и механизмы деятельности: Тез. докл. науч.-практ. конф. 14-15 декабря 1992 г. Рязань, 1992.
9) Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 23.11.2020, с изм. от 28.12.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 17.01.2021)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12940/ebfc10b65bdab7ad91ab551f0fbae4d162023fe1/ (дата обращения 08.02.2021)
10) Ушинский К. Д. Педагогические сочинения. в 6-ти томах. — Т. 2. — Электронный ресурс. Режим доступа: http://elib.gnpbu.ru/text/ushinskiy_sobranie-sochineniy_t2_1948 (Дата обращения 08.02.2021) .