Фрагмент для ознакомления
2
1.Игры, используемы для коррекции моторики речевого аппарата
Игра «Водяные пузыри»
Цель: развитие и коррекция речевого аппарата.
Игровой материал и наглядные пособия: соломинка для коктейля, емкость с водой.
Описание: научить ребенка дуть в соломинку, один конец которой помещен в воду. Получившиеся пузыри можно ловить рукой или ситечком. Предложить менять интенсивность выдувания: дуть сильно, слабее, совсем слабо. Фиксировать внимание ребенка на том, какие пузыри получаются при этом.
Игра «Зарядка для языка».
Цель: развитие и коррекция речевого аппарата.
Описание: рассказать ребенку сказку, повторяя вместе с ним все описанные действия: «Жил-был маленький язычок (высунуть язычок). Как назывался его дом? Правильно, рот. (Улыбнуться.) Как и в любом доме, там были потолок, пол и стены. Проверь своим язычком, все ли на месте у тебя во рту (потрогать языком верхнее нёбо, щеки). А двери в его домике были крепкие-крепкие. Отгадай, что это за двери? Конечно, зубы. Покажи-ка двери своего домика. (Показать зубы.) Когда язычок хотел выйти наружу, он приоткрывал свои двери, чуть-чуть высовывался, потом опять прятался - и так несколько раз. (Приоткрыв рот, высунуть кончик языка 2-3 раза.) Осмелев, язычок выходил наружу, смотрел вправо, влево, вверх, вниз, потом делал это быстрее, еще быстрее. (Повернуть кончик языка вправо, влево, вверх, вниз, убыстряя темп.) Однажды язычок увидел блюдце с молоком, а он очень любил молоко, облизнулся и решил его выпить. (Провести кончиком языка по краю губ.) Сначала он пил из блюдца, как из чашки (сделать губы трубочкой, втянуть в себя воздух), но это было неудобно. Тогда он стал пить так, как это делают кошки (высунуть, засунуть язык). Выпив все молоко, он опять облизнулся и отправился домой, но перед этим помыл свои двери (провести языком по внешней и внутренней стороне зубов)».
2.Игры, используемые для коррекции мимической моторики
Игра «Наш огород»
Цель: коррекция мимической моторики
Описание: Дается задание: «Сделай, как в стихотворении (рассказе)!» По ходу чтения стихотворения (рассказа) называется мимическая поза, и ребенок ее воспроизводит.
Наступила осень. Мы пошли в огород убирать урожай. радость
Собрали много овощей. гордость
Что мы будем с ними делать? сосредоточенность
Сорвали круглые помидоры. надуть щёки
Когда они долго лежат, то становятся сморщенными. втянуть щёки
Картошка выросла мелкая. огорчение
А здесь на грядке сидит огромная репа. удивление
Лук очень "злой" и от него текут слезы. поза плача
Игра «Вспоминая лето»
Цель: коррекция мимической моторики
Описание: Дается задание: «Сделай, как в стихотворении (рассказе)!» По ходу чтения стихотворения (рассказа) называется мимическая поза, и ребенок ее воспроизводит.
Осень. Холодно. Всем нужны дома. Дом для овощей - погреб. Лежат они там и вспоминают лето.
Свекла: Все лето то мокла, то сохла,
То сохла, то мокла,
Пока не поблекла. печаль
Огурец: Лежал меж грядок,
Зелен и гладок. надуть щёки
Репа: Круглый бок, желтый бок,
На грядке вырос колобок. удивление
Горох: Уродился я неплох. гордость
Морковь: Сладкая, красная,
На ощупь - очень гладкая,
На вкус -как сахар сладкая.
Выросла на грядке я. радость
Капуста: Стояла как Матрешка
На одной ножке,
Закутана, запутана.
Жарко! закрыть глаза
3.Игры, используемые для коррекции общей моторики
Игра «Солнышко»
Цель: Развитие и коррекция общей моторики
Игровой материал и наглядные пособия: рисунок «солнышко», идущие от него ленты, палочки.
Описание: Педагог вызывает к себе 6 детей, демонстрирует ленты и говорит: «Будем играть. Это лента. Надо свернуть ленту. Кто свернет быстрее, тому подарок». «Раз, два, три - крути». Вначале педагог показывает, как надо крутить палочку, чтобы свернуть ленту. Затем педагог предлагает детям выполнить показанное действие. Выигрывает тот, кто первым свернет ленту, крутя палочку и наматывая на нее ленту. Можно также устроить соревнования команд. Детям дается большее число лент. Победителям призы - значок, наклейка или что-нибудь подобное. Усложнением может быть задание свернуть ленту за определенное время. Например, педагог говорит: «Я буду считать (хлопать)». Педагог вместе с детьми начинает хлопать, ребенок скручивает ленту. Если успел - получает приз, не успел - лента переходит к другому ребенку и все начинается сначала.
Игра «Мухомор»
Цель: развитие и коррекция общей моторики
Оборудование: конус из пластмассы или картона высотой 40-50 см, к верхней части которого прикреплен кружок из красного картона с нарисованными на нем белой гуашью крапинами (d кружка 10-15 см). Это «мухомор».
Описание: Играющие встают в круг посередине зала, берутся за руки. В центр круга ставится конус — «мухомор». Педагог находится несколько в стороне от круга, читает текст, который дети хором произносят вместе с ним:
Перед нами бор,
А в бору - мухомор.
Мухомор стоит,
На детей глядит.
Мухомор кто возьмет,
Тот из круга уйдет.
Закончив чтение стихотворения, играющие начинают двигаться, приплясывать вокруг поставленного в центре круга «мухомора». При этом каждый из игроков старается подтянуть своих соседей к «мухомору», чтобы они его сдвинули с места или свалили. Кто подвинет или уронит «мухомор», выходит из круга и встает около педагога. «Мухомор» устанавливается на прежнее место, игра повторяется.
4. Игры, используемые для коррекции произношения звуков [з],[с],[ц]
Игра «Найди место для звука»
Цель: коррекция произношения звука [з],[с].
Оборудование: раздаточный материал.
Описание: Детям раздаются листы и предлагается определить место звука и раскрасить нужный квадратик.
Игра «Снеговик»
Цель: коррекция произношения звука [з],[с].
Оборудование: сюжетная картина.
Описание: Логопед приглашает детей подойти к доске, на которую вывешивает сюжетную картину.
– А вот и наш Снеговик. Он поможет нам разбить яйцо и спасти Снегурочку, но и вам нужно постараться.
– Посмотрите на эту картину и подумайте, в каких словах нужно писать букву С, а в каких – букву З. Но сначала давайте вспомним, что если мы в слове мы слышим звук С или Сь, то в этом слове напишем букву С, а если в слове слышим звук З или Зь, то напишем букву З. А сейчас вы называйте слова и приклеивайте на эту картинку нужную букву С или З. (Дети самостоятельно находят на сюжетной картине картинки, в названии которых есть звуки С, Сь, З, Зь, и приклеивают на картинку соответствующую букву С или З. На сюжетной картине изображен зимний лес ночью: снег, месяц, звезды, снеговик, лиса, белка, заяц, совы, санки, сосна, березы.)
5. Игры, используемые для коррекции произношения звуков [ж],[ш]
Игра «Тишина»
Цель: формировать правильное произношение звука Ш.
Описание: водящий стоит у стены, а все остальные дети - у противоположной. Дети должны тихо, на цыпочках подойти к водящему; при каждом громком движении водящий издает предостерегающий звук ш-ш-ш, и нашумевший должен остановиться. Кто первым тихо дойдет до водящего, сам становится водящим. Воспитатель следит за правильным произношением звука Ш.
Игра «Пчелы и медвежата»
Цель: формировать правильное произношение звука Ж.
Описание: дети делятся на две группы: одна группа - пчелы, другая – медвежата. Пчелы собираются «в улей», медвежата прячутся. Услышав сигнал «пчелы, за медом!», дети разбегаются, перелетая с цветка на цветок. Медвежата подходят к улью. На сигнал «медведи идут» пчелы возвращаются со звуком ж-ж-ж. при повторении игры дети меняются ролями.
Игра «Пчёлка жужжит»
Цель: формировать правильное произношение звука Ж.
Оборудование: раздаточный материал – лабиринт.
Описание: Помоги пчёлке собрать с цветов вкусный нектар и отнести его в улей. Проводи пальчиком по дорожке, произнося отчетливо: Ж-Ж-Ж... (Губы выдвинуты вперёд и округлены. Кончик языка поднят к передней части нёба, но не касается его. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята.)
6. Игры, используемые для коррекции произношения звуков [ч],[щ]
Игра «Поезд»
Цель: формировать правильное произношение звука Ч.
Описание: дети становятся друг за другом - это вагоны. Впереди стоит паровоз. Ведущий дает свисток - поезд трогается и издает звук ч-ч-ч. Дав поезду немного проехать ведущий поднимает желтый флажок - поезд замедляет ход. На красный - поезд останавливается. Затем ведущий снова поднимает флажок - машинист дает сигнал. На зеленый - поезд трогается.
Игра «Пещерный человек»
Цель: коррекция произношения звуков [ч],[щ]
Оборудование: плакат с пещерным человеком, карточки.
Описание: Пособие необходимо заламинировать, чтобы хватило не только для одного ученика. Сегодня к нам пришёл пещерный человек, он уже разжёг один маленький костёр, и хочет разжечь ещё два. Он не знает, что изображено на язычках пламени и хочет, чтобы мы помогли ему и назвали все предметы. Как только мы назовём все слова, мы сможем разжечь костёр. (Сначала ребёнок называет все предметы со звуком [ч] и звуком [щ]).
Хорошо, молодец! А теперь нам нужно разжечь два больших костра. Для этого мы будем распределять языки пламени слева и справа, (сверху/снизу, как хотите). Слева мы будем раскладывать языки пламени, на которых изображены слова со звуком Ч, а справа мы будем класть языки пламени, на которых изображены слова со звуком Щ. И в конце посчитаем, сколько у нас языков пламени в одном и другом костре.
7. Игры, используемые для коррекции произношения звуков [л]
Игра «Пароход»
Цель: формирование правильного произношения звука Л.
Описание: воспитатель предлагает детям отправится в путешествие на пароходе и погудеть: ы-ы-ы. А потом положить язык между зубами и слегка погудеть: л-л-л. Каждый ребенок гудит как пароход, катая зайчика, матрешку и т. д.
Игра «Пускаем кораблики»
Цель: формирование правильного произношения звука Л.
Описание: ребенку показывается картинка, на которой звери пускают кораблики. Чтобы помочь доплыть кораблику до места назначения, необходимо провести по дорожке пальцем, произнося звук Л.
Игра «Лопаты для ребят»
Цель: формирование правильного произношения звука Л.
Речевой материал: лупа, лак, лужа, лыжи, ложка, лавочка, ландыши, ласты, ладонь, лайм, лампочка, ластик, лодка, лук, лошадь, лось.
Описание: Наступила холодная, снежная, суровая зима. Земля покрылась белым, мягким, пушистым снегом. Ребята: Лука, Лаша, Лада и Лана вышли на улицу, почистить снег лопатами. Давай, поможем нашим ребятам назвать, что изображено на каждой лопате. Проговаривая полным предложением (можно использовать имена ребят: Лука, Лаша, Лада, Лана). Например: «У Ланы на лопате лак, У Луки на лопате ложка….» четко проговаривая звук «Л» в начале слова.