Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования профессионального самоопределения обучающихся, как процесса выбора личностью профессии и самореализации в ней, обусловлена практическим запросом, который сформировался в условиях перемен, происходящих в последние годы в России. Он тесно связан с переориентацией производства, исчезновением одних профессий и появлением других современных профессий. Большинство людей вынуждены менять профессии, переходить из одних профессиональных сфер в другие.
По утверждению А.Е. Голомшток, отсутствие подготовки кадров по востребованным профессиям объясняется: «невысокой престижностью необходимых профессий для промышленного региона (машиниста, электрика, газосварщика, токаря и др.), и отсутствием системной и планомерной работы в школе и в семье по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся, вследствие чего выпускники школ, гимназий и лицеев затрудняются с выбором будущей профессии».
Проблема исследования: обучающиеся, стоящие перед проблемой профессионального выбора, в большинстве своем, оказываются не готовы к принятию зрелого, ответственного решения, не занимают активной позиции и нуждаются в помощи, поэтому необходима образовательная программа психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, которая будет соответствовать изменениям, происходящим в системе образования и экономическим требованиям на современном этапе.
Объект исследования: самоопределение обучающихся.
Предмет исследования: содержание, технологии профессионального самоопределения обучающихся.
Глава 1.Теоретический анализ проблемы профессионального самоопределения
1.1. Анализ проблемы профессионального самоопределения в отечественной и зарубежной науке
Анализ исследований профессионального самоопределения отечественной и зарубежной науки показал, что проблема выбора профессии имеет широкий понятийный обзор, в который входят такие понятия, как «профессиональный выбор», «профессиональное самоопределение», «психолого-педагогическое сопровождение» и др.
Большой вклад в изучение профессионального самоопределения внесли такие ученые, как Е.А. Климов, О.М.Разумникова,
Е.И. Рогов. Обобщили и представили опыт предпрофильной подготовки Г.В. Резапкина, Н.С. Пряжников и другие.
В психологии значительными исследованиями в области профессионального самоопределения являются работы зарубежных исследователей (X.Дибберн, А. Маслоу, А. Ро, К. Роджерс,Д. Сьюпер, Э. Фромм, Д. Фромман, Х. Хекхаузен,Э. Эриксон и др.).
Проблема исследования заключается в отсутствии эффективной системы психолого-педагогического сопровождения на этапе профессионального самоопределения наряду с востребованностью высококвалифицированных специалистах во всех отраслях.
Психолого-педагогическое сопровождение находиться в логике его развития, а не искусственно задает ему цели и задачи извне. Педагог занимается ни тем, что считает для себя важным или «положено» с точки зрения большой науки, а тем, что нужно конкретному обучающемуся.
Психолого-педагогическое сопровождение предполагает создание условий для самостоятельного творческого освоения учащимися системы отношений с миром и самим собой, а также для совершения каждым из них личностно значимых жизненных выборов. Психолого-педагогическое сопровождение преимущественно осуществляется педагогическими средствами, через педагога и традиционные формы образовательного и воспитательного взаимодействия.
Зачастую в ходе раскрытия сущности понятия «психолого-педагогическое сопровождение» в качестве основных применяются понятия «взаимодействие», «сотрудничество», «создание благоприятных условий», «помощь», «поддержка».
А.А. Аркадьев утверждает, что психолого-педагогическое сопровождение может быть рассмотрено в следующих аспектах:
- в качестве профессиональной - деятельность педагога-психолога, который оказывает помощь и поддержку в процессе индивидуального образования ребенка;
- в качестве процесса взаимодействия двух субъектов в трудной жизненной ситуации или в ситуации выбора;
- в качестве комплекса целенаправленных последовательных психолого-педагогических действий, которые помогают обучающемуся в осуществлении самостоятельного выбора;
- в качестве взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого;
- в качестве технологии, которая включает ряд последовательных этапов педагогической деятельности с целью обеспечения достижений учащимися;
- в качестве системы, в которой все элементы являются взаимосвязанными и взаимообусловленными.
Изучая компоненты профессионального самоопределения, В.В. Белоусова предложила свою модель соотношения факторов, влияющих на профессиональное самоопределение (рисунок 1.1).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аркадьев, А.А. Справочник по профориентации для учащихся [Текст]: [учебное пособие для студентов психологических вузов] /А.А. Аркадьев. – Минск: Современная школа, 2008.– 336 с. - (Учебное пособие). - Библиогр.: с. 332-336.
2. Белоусова, В.В. Профессиональное самоопределение школьников и студентов в сфере информационных технологийТекст/В.В. Белоусова // Информатика и образование. – № 3. –2007.– 104-106 с.
3. Битянова, М. Р. Социальная психология [Текст]: [учебное пособие для студентов психологических вузов] / М. Р. Битянова. - 2-е изд., доп. и перераб. - Санкт-Петербург : Питер, 2010. - 368 с. - (Учебное пособие). - Библиогр.: с. 362-368.
4. Буякас, Т.М. Проблема и психотехника самоопределения личностиТекст/Т.М. Буякас // Вопросы психологии. – №2. – 2012. – С. 28-40.
5. Волков, Б.С. Основы профессиональной ориентации Текст: учебное пособие / Б.С. Волков. – Москва: Академический проект, 2007. – 333 с. – (Учебное пособие). - Библиогр.: с. 330-333. – (Gaudeamus)
6. Зеер Э. Ф., Психология профессионального развития: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э. Ф. Зеер-3-е изд., стер.-М.:Издательский центр «Академия», 2009.-240с.
7. Ильин Е. П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. — СПб.: Питер, 2008. — 432 с.: ил. — (Серия. «Мастера психологии»).
8. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения [Текст] :учебное пособие для студ. вузов. / Е.А. Климов. - Москва: Академия, 2004. - 304 с. - (Высшее профессиональное образование). - Библиогр.: с. 300-304.
9. Климов, Е. А. Общая психология [Текст] : общеобразовательный курс: учеб.пособие для студентов высш. учеб. заведений / Е.А. Климов. - Москва : ЮНИТИ, 2001. - 511 с. - Библиогр.: с. 508-511.
10. Калинина, С.В. Соотношение профессионального и личностного самоопределения в подростковом возрастеТекст: Диссертация канд. психол. наук /С.В. Калинина. – Санкт-Петербург.: Речь, 2018. – 214 с.
11. Куликов, Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов: [хрестоматия] Санкт - Петербург : Питер, 2009. – 464 с
12. Кустобаева, Е.К. Встреча с самим собой: школа профессионального самоопределенияТекст: монография / Е.К. Кустобаева. – Казань : Евразия, 2015. – 145 с. - Библиогр.: с. 143-145.
13. Пряжников, Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. Профессиональное самоопределение: теория и практика : учебное пособие / Н.С. Пряжников. – Москва: Академия, 2008. – 320 с. - Библиогр.: с. 318-319. – (Высшее профессиональное образование.Психология) . –.
14. Пряжников, Н. С. Методы активизации личного и профессионального самоопределения Часть 2 :Активизирующие опросники профессионального и личностного самоопределения Текст: методическое пособие /Н.С. Пряжников. – Москва : Институт практической психологии ; Воронеж : НПО «МОДЭК». 2007. – 80 с. – Библиогр.: с. 78-80. (Библиотека школьного психолога)
15. Павлова, Т. Л. Профориентация старшеклассников (Диагностика и развитие проф. зрелости) / Т. Л. Павлова. - Москва : Творческий Центр Сфера, 2015. – 118 с.– Библиогр.: с. 116-118. - (Библиотека практического психолога)
16. Резапкина, Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки: рабочая тетрадь для учащегося / Г. В. Резапкина. - 2-е изд. - Москва : Генезис, 2008 (Киров :Дом печати - Вятка). - 142 с. - Библиогр.: с. 140-142.
17. Рогов, Е.И. Выбор профессии: Становление профессионала / Е.И. Рогов. - М. :Владос-Пресс, 2013 (Вологда : ПФ Полиграфист). – 332 с. - Библиогр.: с. 328-332. - (Азбука психологии)
18. Самоукина, Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности Психология профессиональной деятельности [Текст]: [учебное пособие/ Н.В. Самоукина. – 2-е издание. – Санкт-Петербург : Питер, 2004. – 224 с. - Библиогр.: с. 222-224. – (Учебное пособие)
19. Столяренко, Л. Д. Основы психологии [Текст]: [учебное пособие. –Санкт-Петербург : Питер, 2012. - 591 с. - Библиогр.: с. 589-591.