Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Общение, которое пронизывает все сферы человеческого бытия, не всегда бывает успешным, комфортным, благополучным, налаженным. Возникающие в общении трудности, проблемы, барьеры, осложнения, сбои существенно сказываются на качестве совместной деятельности участвующих в нем людей, влияют на характер их отношений, в крайних случаях для личности оборачиваются стрессово-фрустрационными состояниями, невротическими изменениями. Поэтому выяснение психологической природы, детерминант, диагностических показателей и механизмов затрудненного общения необходимо для выработки конкретных способов его оптимизации и психокоррекции. Это представляется важным в связи с тем, что преодоление личностью трудностей общения требует мобилизации определенных коммуникативных резервов.
1 Сущность и специфика педагогического общения. Стили общения педагога
Коммуникация, как слово греческого происхождения (komonia) и в латинском переводе (communio) означало участие в каком-либо совместном деле, но преимущественно и даже в наибольшей степени – в каком-то политическом союзе. Произошедшее же от них слово «communication» означало общение, совместную жизнь, деятельность и, можно сказать, с давних времен определяло саму суть понятия «общество». Античные мыслители, формируя свое представление об обществе, обращались к нему, моделируя идеальную «коммуну» и беря за исторический прототип возникающую на новом месте небольшую колонию.
Речевое общение в педагогической деятельности может происходить в форме диалога с аудиторией или монолога. Диалог – это вид общения, в том числе и в педагогической работе, когда учитель и ученик (аудитория) обмениваются высказываниями. Как правило, это взаимное общение педагога и аудитории, побуждение учеников к рассуждениям или реакциям на информацию на уроке или лекции. Диалог – это первичная, естественная форма речевого общения, которая исторически восходит к устной и разговорной области. Диалог в педагогике – это сложно организованная структура, которая формируется и развивается в совместной деятельности аудитории учеников и учителя.
2 Влияние характера педагогического общения на психическое развитие учащихся. Важность совместной работы педагога и ученика
Пытаясь выяснить причины, делающие общение одним из сильнейших факторов, участвующих в формировании личности, было бы большим упрощением видеть его воспитательное значение только в том, что вступающие в общение люди получают таким образом возможность передать друг другу знания об окружающей их действительности, которыми они обладают, а также умения и навыки, требующиеся обычно человеку для успешного выполнения предметной деятельности. Воспитательное значение общения заключается не только в том, что оно расширяет общий кругозор человека и способствует развитию психических образований, которые необходимы ему для успешного выполнения деятельности, носящей предметный характер. Воспитательное значение общения заключается еще и в том, что оно является обязательным условием формирования общего интеллекта человека и, прежде всего, многих его перцептивных, мнемических и мыслительных характеристик .
3 Дидактогения. Факторы, усложняющие общение педагога и ученика
В психолого-педагогической литературе все чаще сегодня рассматривается такое явление как дидактогения.
Дидактогения - негативное психическое состояние учащегося, вызванное нарушением педагогического такта со стороны воспитателя (учителя, тренера). Выражается в фрустрации, страхах, подавленном настроении и т.п. Отрицательно сказывается на деятельности учащегося, затрудняет межличностные отношения. В основе возникновения дидактогении лежит психическая травма, полученная учеником по вине педагога. Некоторые педагоги считают допустимым с целью наказания ученика либо для снижения его завышенной самооценки публично высмеять его, подчеркнуть (нередко с преувеличением) его недостатки, провести невыгодное сравнение с достижениями сверстников. С точки зрения школьной психогигиены такая форма педагогического общения крайне вредна, поскольку дает внешний эффект снижения нежелательной активности ученика, но не может ориентировать на положительные достижения в учебной деятельности и т.п. Таким образом, разрушается авторитет педагога, вера в его доброжелательность и справедливость, ослабляется чувство его психологической защищенности, необходимое для эмоционального равновесия ребенка. Чтобы предотвратить возникновение дидактогении у учащихся, каждый педагог должен стремиться к максимальной тактичности в общении, осуществлять воспитание учащихся с учетом их возрастных и индивидуально-психологических (главным образом личностных) особенностей.
Важно проявление уважение к личности ученика, что предполагает равенство, равноправие, партнерство учителя и ученика, несмотря на разницу в статусе, культурном и образовательном уровне, возрасте, опыте и др. Препятствие для установления партнерских отношений состоит в зависимости ученика от учителя. Но важным является требование педагогической этики отказываться от осознания такой зависимости, умения переступить через нее. Также сложность заключается в том, что каждый педагог сегодня не отрицает важности уважения личности ученика. Но в действительности это уважение остается только на уровне факта.
Как проявляется уважение к ученику. Это, прежде всего, доверие, когда учитель видит в ученике равного себе человека со своими взглядами и интересами и предполагает, что ученики воспринимают учителя также. Доверие связывается с интересом к личности ученика, которое выступает другим проявлением уважения к ней, причем в конкретном случае речь идет о личности, которая еще не сформировалась и находится в процессе роста .
4 Факторы, влияющие на педагогическую коммуникацию
Главная основа педагогических способностей – расположенность учителя к ученикам. Здесь предполагается любовь и привязанность к детям, желание и мотивация общаться, обучать их. Расположенность часто характеризуется у педагога глубоким чувством удовлетворения от общения с детьми, от возможности общаться с детьми. Расположенность учителя выражается во внимательном, доброжелательном и чутком отношении к детям. Но при этом педагог не «идет на поводу» у учеников, он знает свою цель и идет к ней. А. М. Горький говорил о А. С. Макаренко, что он сгорал от двойственной любви к детям. В. А. Сухомлинский написал книгу «Сердце отдаю детям». Дело в том, что ученики очень тонко чувствуют фальшь педагога по отношению к ним и к предмету.
Заключение
Психология педагогического общения неоднократно обращалась к анализу личности учителя как субъекта эффективной педагогической деятельности. Современный учитель знает о том, какими профессиональными качествами он должен обладать, чтобы приобрести статус «эффективного педагога». Он также знает о том, какие трудности его поджидают на пути профессионального становления.
Общение, которое пронизывает все сферы человеческого бытия, не всегда бывает успешным, комфортным, благополучным, налаженным. Возникающие в общении трудности, проблемы, барьеры, осложнения, сбои существенно сказываются на качестве совместной деятельности участвующих в нем людей, влияют на характер их отношений, в крайних случаях для личности оборачиваются стрессово-фрустрационными состояниями, невротическими изменениями. Педагогическое общение является основной формой осуществления педагогического процесса. Его продуктивность определяется, прежде всего, целями и ценностями общения, которые должны быть приняты всеми субъектами педагогического процесса в качестве императива их индивидуального поведения.