Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В последние годы очевиден «поворот» общества и государственных структур в сторону людей с ограниченными возможностями здоровья. Ключевым моментом модернизации современной системы образования является положение о том, что в системе образования должны быть созданы условия для развития и самореализации любого ребенка. В новом Типовом положении о школьном образовательном учреждении впервые предусмотрена возможность организации групп комбинированной направленности, в которых могут получать школьное образование здоровые дети и дети, имеющие ограниченные возможности здоровья
Дети с ограниченными возможностями здоровья – особенные дети, которым нужно оказывать общественно-педагогическую помощь.
Большой труд в решение данной проблемы, определение основ практической работы с данным детьми внесли почти все российские ученые, такие как Н. П. Вайзман, Л. С. Выготский, И. И. Мамайчук, С. Я Рубенштейн, Е. И. Холостова и др.
Достаточно большое количество детей рождается с некоторыми отклонениями в состоянии здоровья, и, как следствие, они развиваются несколько иначе, чем большинство малышей. Чтобы помочь им максимально реабилитироваться и адаптироваться к жизни в социуме, родителям нужна помощь специалистов — медиков и педагогов.
Для детей с особенностями развития созданы специальные компенсационные детские сады-школы, где они проходят социальную адаптацию, общаясь с другими детьми и проходя начальное обучение. После этого их принимают в подходящую коррекционную школу.
1.Теоретическая часть
1.1.Виды и причины нарушения зрения
Нарушения зрение — это неспособность глаза приспособиться к инстинктивному физиологическому акту видения.
Нарушения зрения у ребенка могут быть функционального или органического характера.
Первые характеризуются преходящими изменениями, которые поддаются коррекции или могут пройти самостоятельно (пример – косоглазие, близорукость, дальнозоркость, астигматизм и др.). Органические же поражения имеют в основе морфологические изменения структуры глаза или других отделов зрительного анализатора (зрительные нервы, проводящие пути и др.).
Часто при органических нарушениях зрения выявляют сопутствующие поражения нервной системы или врожденные пороки развития – ДЦП, нарушения слуха, задержка умственного развития и др.[3]
Близорукость – заболевание может быть как врожденными, так и приобретенным. Механизм развития нарушения заключается в удлинении глазных яблок. Если близорукий ребенок ходит в детский сад, необходимо проверить, в каких условиях проходят занятия (помещение должно быть хорошо освещенным).
Дальнозоркость – патология, характеризующаяся нарушением анатомического строения глаз. Обнаружить нарушение можно по таким признакам: во время чтения ребенок отодвигает книгу далеко от себя. В процессе зрительной нагрузки появляется боль, глаза краснеют, развивается быстрая усталость.
Косоглазие – может передаваться на генетическом уровне, если в семье у кого-то из родных были подобные проблемы, но чаще всего говорит о наличии других заболеваний. При косоглазии происходит отклонение глазного яблока от центральной оси в левую или правую сторону, реже в вертикальном направлении.
Астигматизм – заболевание врожденного характера, обусловленное неправильной формой (кривизной) роговицы глаза. При таком нарушении ребенок трудно различает предметы, как находящиеся близко, так и вдали от него, присутствует быстрая утомляемость, глаза начинают болеть при чтении или нахождении за компьютером. Дети с подобным нарушением должны посещать сад компенсирующего типа.
Амблиопия, или «ленивый глаз» - особенностью этого заболевания является различие образов, полученных с правого и левого глаза, что не позволяет соединить все элементы воедино.
Одна из наших особенностей это приспособление. Люди так устроены, что они ко всему привыкают.
Причин нарушения зрения у детей несколько:
Известно, что близорукость генетически детерминирована. Но учитывая достижения эпигенетики (науки, которая говорит нам о том, что для проявления активности гена всегда нужны определенные условия, что называется пенетрантностью гена), даже имея склонность к нарушению зрения, можно получить это нарушение или избежать его.
Помимо генетики к нарушениям зрения приводят несколько факторов.
травматичные роды с повреждением шейного отдела позвоничника (нормальный лимфатический и венозный отток от черепа возможен при отсутствии компрессии со стороны шейных позвонков)
обвитии пуповиной области шеи в процессе беременности и родов
травмы шейного отдела и затылочной области (помним, что зрительный анализатор находится именно в области затылка)
кисты и нарушение венозного оттока от передней черепной ямки, гипофизарной области
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Аксенова Л.И. Специальная педагогика: учеб. пособие для вузов / Л. И. Аксенова [и др.] ; ред. Н. М. Назарова. - 9-е изд. - М. : Академия, 2009. – 395 с.
2. Алексеенкова Е.Г. Личность в условиях психической депривации: учеб. пособие для вузов / Е.Г. Алексеенкова. - СПб. [и др.]: Питер, 2009. - 96 с. - (Учебное пособие).
3. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики. – М., 2007. – 272 с.
4. Змановская Е.В. Девиантное поведение личности и группы: учеб. пособие для вузов / Е.В. Змановская, В.Ю. Рыбников. - СПб. [и др.]: Питер, 2010. - 349 с. - (Серия «Учебное пособие»). - (Теория и практика).
5. Колесникова Г.И. Психокоррекция нарушений развития: учеб. пособие / Г.И. Колесникова. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 346 с. - (Высшее образование).
6. Кузнецова Л.В. Основы специальной психологии: учеб. пособие для студ. средних пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова [и др.] ; под ред. Л. В. Кузнецовой. – 5-е изд. – М. : Академия, 2008. – 480 с.
7. Обучение и воспитание детей с интеллектуальными нарушениями: учеб. пособие для вузов [Гриф УМО] / [Б. П. Пузанов и др.] ; под ред. Б. П. Пузанова. - Москва : Владос, 2011. - 439 с.
8. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка [Текст] : пособие для учителя-дефектолога / Л. М. Щипицына, Е. И. Казакова, М. А. Жданова ; ред. Л. М. Щипицына. - М. : Владос, 2003. - 527 с.
9. Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья [Текст] : учебник для вузов по направлению "Специальное (дефектологическое) образование" [Гриф Московского педагогического государственного университета] / [В. В. Ткачева и др.] ; под ред. В.В. Ткачевой. - Москва : Академия, 2014. - 271 с.
10. Специальная педагогика // Под ред. Назаровой Н.М. – М. : Академия, 2008. – 507 с.
11. Трофимова Н.М., Дуванова С.П., Трофимова Н.Б., Пушкина Т.Ф. Основы специальной педагогики и психологии. – СПб. : Питер, 2006 – 304 с.
12. Ульенкова У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии: учебное пособие для вузов [Гриф УМО] / У.В. Ульенкова, О.В. Лебедева. - М.: Академия, 2011. - 175 с. - (Высшее профессиональное образование). - (Педагогические специальности).
13. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: учебное пособие для вузов [Гриф УМО] / О.В. Хухлаева; Междунар. акад. наук пед. образования. М.: Академия, 2011. 202 с. (Высшее профессиональное образование). (Психология).
14. Шаграева О.А. Основы консультативной психологии: учебное пособие для вузов / О.А. Шаграева. М.: Академия, 2011. 269, (Высшее профессиональное образование). (Бакалавриат). (Психология).
15. Яковлева Н.Ф. Разработка индивидуально ориентированных воспитательных и коррекционно-развивающих программ для социально дезадаптированных детей и подростков [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов / Н.Ф. Яковлева. Электрон. текстовые дан. М.: Флинта, 2014. 121 с.