Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность составления опросника заключается в том, что современные подростки встречаются с рядом проблем, которые возникают в ходе из психофизиологических изменений, а также негативных влияний со стороны различных социальных институтов, прежде всего, СМИ и интернет-технологии.
Проблемы современного подростка значительно отличаются от тех проблем, с которыми сталкивались дети их же возраста, например, 30 лет назад, а потому опросники, которые существуют в научной литературе, несколько устарели и требуют серьезной переработки, обновления и адаптации под современные социально-экономические и культурные реалии.
Опросник «Общение и социализация подростков» разрабатывается с целью определения основных психологических проблем подростков, с которыми они сталкиваются в ходе своей социализации в школе, дома и в группе сверстников, а также выявления особенностей их общения с людьми разных возрастных категорий.
Целевая аудитория опросника – подростки в возрасте от 14 до 17 лет, мужского и женского пола.
Тип опросника – закрытый, подросткам предоставляются на выбор варианты ответов (да, нет, не знаю), один из которых они должны выбрать.
Методологические основы опросника составляют такие методики как:
– Патохарактерологический диагностический опросник для подростков;
– Опросник суицидального риска (модификация Т.Н. Разуваевой);
– Опросник для определения вида одиночества С.Г. Корчагиной;
– Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири;
– Методика диагностики направленности личности (модификация В. Смекала и М. Кучеры);
– Тест-опросник родительского отношения А.Я. Варги и В.В. Столина;
– Школьный тест умственного развития К.М. Гуревич и соавт.
Количество вопросов опросника: 60.
Количество шкал: 12.
Минимальное количество баллов по каждой шкале: 0.
Максимальное количество баллов по каждой шкале: 15.
Шкалы опросника: самоконтроль и самодисциплина, самооценка, агрессия, учебная мотивация, социально-коммуникативная компетентность, адекватность общения со сверстниками, адекватность общения со взрослыми, эмпатия, склонность к суициду, конфликтность, лидерство, одиночество.
Вопросы составлены в соответствии с такими возрастными особенностями подростков как негативизм, повышение чувство собственного достоинства, нежелание прислушиваться к мнению взрослых, нестабильность самооценки и проявления эмоций.
Оценка результатов опроса. За каждый ответ «да» подросток получает 2 балла, ответ «не знаю» – 1 балл, «нет» – 0 баллов.
1. Текст опросника
Здравствуй! Мы предлагаем тебе ответить на некоторые вопросы для того, чтобы понять, есть ли у тебя какие-то трудности в учебе и общении. Постарайся отвечать на них честно, а мы обещаем, что никто не узнает о твоих результатах, кроме тебя. При ответе на каждый вопрос можно выбрать один из трех вариантов ответа – «да», «нет», «не знаю». Ответ должен быть только один. Неправильных ответов не может быть, отвечай, как считаешь нужным.
Свои ответы записывай на листе бумаги, в столбик, указывая номер вопроса и свой ответ.
1. Считаешь ли ты, что в первую очередь нужно сделать дела, а потом идти гулять и общаться с друзьями?
2. Можешь ли ты сдержать эмоции, когда тебя что-то сильно раздражает?
3. Есть ли у тебя определенный режим дня?
4. Считаешь ли ты важным делать зарядку по утрам?
5. Готов(а) ли ты отказаться от чего-то, что очень хочется, ради других людей?
6. Считаешь ли ты, что ты не хуже других?
7. Умеешь ли ты справляться с мыслями о том, что в тебе что-то не так?
8. Готов(а) ли ты публично рассказать о своих недостатках?
9. Можешь ли ты не переживать, когда кто-то указывает тебе на твои недостатки?
10. Считаешь ли ты, что что-то делаешь лучше других?
11. Умеешь ли ты сдерживать злобу, когда кто-то тебя обижает?
12. Готов ли ты простить другу грубые слова?
13. Можешь ли ты мирно решить ситуацию, которая задевает тебя лично?