Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Дистанционное обучение – это универсальная гуманистическая форма обучения, базирующаяся на использовании широкого спектра традиционных, новых информационных и телекоммуникационных технологий, и технических средств, которые создают условия для обучаемого свободного выбора образовательных дисциплин, соответствующих стандартам, диалогового обмена с преподавателем, при этом процесс обучения не зависит от расположения обучаемого в пространстве и во времени.
Актуальность дистанционного обучения. В своё время Конституция СССР гарантировала гражданам доступность всех видов образования. Получить среднее образование можно было в дневной и вечерней школах, средне-специальное и высшее – на дневной (очной), вечерней или заочной форме обучения. Поколения юношей и девушек конца прошлого века, наверняка, помнят, какой востребованной была заочная фора обучения.
1. Понятие и цель дистанционного образования
В настоящее время все большее распространение в Российской Федерации получает дистанционное образование. В связи с этим представляется важным провести анализ теоретических основ дистанционного образования и рассмотреть проблемные аспекты исследования дистанционного образования в отечественном образовательном пространстве, что и явилось целью настоящего исследования.
Теоретические исследования по проблемам дистанционного образования базируются на методологических работах С. Архангельского, Ю. Бабанского, И. Зязюна, Т. Ильиной, И. Лернера; работах по дидактике В. Андреева, М. Махмутова, Е. Полат, М. Скаткина, А. Хуторского; исследованиях в области психологии Г. Балла, П. Гальперина, О. Матюшкина, Н. Талызиной.
Общие аспекты дистанционного обучения раскрыты в трудах А. Андреева, В. Вдовюка, М. Карпенко, В. Кинелева, А. Колесниковой, Э. Скибицкого, Д. Чернилевского.
Так, в исследованиях отечественных и зарубежных ученых рассмотрены отдельные аспекты организации дистанционного обучения, уточнены ключевые понятия (А. Андреев, Т. Воронина, Н. Панарина); определены основы научного обеспечения дистанционного профессионального обучения (Д. Григорович); охарактеризованы организационно-педагогические основы дистанционного образования за рубежом и в России (Т. Васильева, И. Пашнина), обоснованы дидактические функции компьютерных и телекоммуникационных технологий, а также условия использования мультимедийных средств в обучении (В. Беспалько, Э. Скибицкий, В. Тихомиров, Д. Яковлев); раскрыта сущность информационных образовательных технологий как педагогических инноваций (В. Архипова, А. Коржуев, Г. Лаврентьев, М. Лапчик); описан процесс отбора и систематизации материала и его соответствия научным критериям учебной деятельности (Е. Полат); раскрыты возможности и перспективы дистанционного обучения в высших учебных заведениях России и за рубежом (В. Густырь, В. Дороничев, М. Карпенко).
Вопросами практического внедрения системы дистанционного обучения в образовательный процесс занимались А. Андреев, А. Ахаян, М. Бухаркина, В. Кинелев, М. Моисеева, В. Овсянников, Е. Полат, В. Солдаткин, А. Хуторской, С. Щенников и др.
Однако, несмотря на значительное количество теоретических и экспериментальных разработок, проблема внедрения дистанционного обучения остается актуальной, поскольку отсутствует единое понимание базовых терминов дистанционного обучения, что приводит к многозначности способов толкования одного и того же понятия и противоречивости восприятия информации преподавателями и студентами.
Первым и едва ли не ключевым проблемным моментом является то, что в научной литературе термин «дистанционное образование» и «дистанционное обучение» часто употребляются как синонимы, подменяют друг друга.
В некоторых педагогических словарях, например «Педагогика: словарь системы основных понятий» А.М. Новикова, можно встретить толкование дистанционного образования как формы обучения, когда общение между преподавателем и студентом происходит с помощью переписки, магнитофонных, аудио- и видеокассет, компьютерных сетей, кабельного и спутникового телевидения, телефона или телефакса т.д.
Так, исходя из общепринятого толкования сущности понятия «образование» в педагогической науке, мы понимаем его в трех взаимосвязанных аспектах:
1) социальная система, образовательный институт;
2) образовательный процесс;
3) результат образовательного процесса .
Образование как особый социальный институт характеризует многоуровневость, структурированность, управляемость, направленность, эффективность. Институт образования определяет цель развития человека в определенном обществе на определенном историческом этапе.
Образование в качестве результата предстает в виде приобретения такой качественной характеристики, как образованность – это системное образование, состоящее из совокупности интеллектуальных, личностных, поведенческих свойств, знаний и умений, опыта человека, которое обеспечивает его уверенность, конкурентоспособность в меняющихся условиях современной жизни.
Образование как непрерывный процесс предполагает единство процессов развития, обучения и воспитания. Дефиниция «обучение» в современной педагогической науке понимается как целенаправленная, управляемая деятельность педагога и обучающегося, в результате которой у обучающегося формируется система знаний, умений и навыков, развивается умственный потенциал, творческие способности; специфический процесс познания, управляемый педагогом ; целенаправленный педагогический процесс ; совместная деятельность преподавателя и субъектов обучения .
2. Признаки дистанционного обучения
С учетом того, что в настоящее время и при дистанционной, и при традиционной формах обучения активно используется Интернет и телекоммуникационные технологии, возникает необходимость определения специфических признаков дистанционного обучения, в которых прослеживается его отличие от традиционных форм обучения.
Суть дистанционного интернет-обучения состоит в том, что преподаватели и студенты (обучающиеся) взаимодействуют друг с другом в едином виртуальном пространстве, при этом физически они могут находиться на огромном расстоянии друг от друга.
В процессе обучения между акторами учебного процесса обеспечивается устойчивая обратная связь, как правило – интерактивная. Преподаватель может читать лекцию или проводить семинар, не покидая собственного дома или кафедры, а студенты могут находиться от него настолько далеко, насколько это позволяют технические возможности в данном регионе России или в конкретной точке земного шара.
Использование технологий дистанционного интернет-обучения предоставляет множество особых возможностей: «закачка» учебного обеспечения из виртуальной аудитории с помощью веб-браузера; контакт с преподавателями и другими студентами в чате, по электронной почте и с помощью аудиосвязи; участие в он-лайн конференциях; работа в интерактивных лабораториях и с эмуляторами, а также обновление учебных материалов в режиме реального времени.
Основой методики дистанционного обучения следует считать использование в учебном процессе соответствующего образовательным целям информационного массива, который включает в себя электронные информационные источники, библио-, видео- и аудиотеки, печатные книги и учебные пособия. Основными структурными элементами подобной учебной среды являются студенты и преподаватели, которые взаимодействуют при помощи современных средств телекоммуникации. Данная учебная среда создает все условия учащимся для получения необходимых, современных и достаточных знаний как самостоятельно, так и под руководством преподавателей.
Заключение
В современном мире – мире информационных технологий - возрастает роль знаний и компетенций. Если совсем недавно, в XX веке, человеку достаточно было получить одно образование на всю жизнь, то сегодня получение новых профессий, навыков, а также постоянное обновление и развитие полученных становится частью повседневной жизни. В ответ на эту потребность в современном мире возникает множество форм, способов и методов обучения, которые предлагаются огромным количеством организаций от учреждений высшего государственного образования с длинной историей развития (МГУ, ТГУ) до виртуальных школ частных предпринимателей.
История дистанционного образования в России и за рубежом наглядно демонстрирует наличие ряда устойчивых характеристик данной формы обучения. Она показывает, что дистанционное образование обеспечивало все уровни подготовки от начального до высшего образования и было нацелено на людей разных возрастов: от маленьких детей до людей зрелого возраста.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Андреев А.А., Солдаткин В.И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. М., 1999. 196 с.
2. Вдовюк В.И., Шабанов Г.А. Педагогика высшей военной школы: современные проблемы в структурно-логических схемах и таблицах. М., 1996. 68 с.
3. Гарунов М.Г. Семушина Л.Г. и др. Этюды дидактики высшей школы. М., 1994. 135 с.
4. Господарик Ю.П. Дистанционное обучение истории и средняя школа // Дистанционное образование. 2000. № 5. С. 10–17.
5. Громова Т.В. Подготовка преподавателя к деятельности в системе дистанционного обучения как ресурс повышения качества образования // Вестник Поморского университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. Архангельск, 2008. № 3. С. 78–84.
6. Густырь В.Г., Долгоруков А.М. Дистанционное образование в системе СПО: потребности и проблемы (аналитический обзор) // Среднее профессиональное образование. 1999. № 9. С. 45–57.
7. Давыдов Н.А. Педагогика. М., 1997. 134 с.
8. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34–44.
9. Золотарев А.А. Теория и методика систем интенсивного обучения: в 4 тт. М., 1994.
10. Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. М., 2013. 268 с.
11. Положенцева И.В. Диагностика сформированности компетенций у обучающихся в системе дистанционного образования [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Мир науки». 2015. №4. URL: http://mir-nauki.com/PDF/05PDMN415.pdf
12. Положенцева И.В. Педагогические аспекты реализации дистанционного образования в условиях высшей школы современной России [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». 2015. Т. 7. № 5. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/165PVN515.pdf
13. Скибицкий Э.Г. Взаимодействие команды «Разработчик» при конструировании дидактического обеспечения дистанционного обучения // Открытое образование. 2006. № 5. С. 4–9.
14. Сластёнин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность. М., 1997. 224 с.
15. Шишов С.Е., Бычков М.А., Артемьева С.И., Положенцева И.В., Чернавский М.Ю., Юлина Г.Н. Информационно-аналитические материалы по механизмам синхронизации и внедрения стандартов и стратегий развития дошкольного и общего образования, а также модернизации системы подготовки и повышения квалификации педагогических работников. М., 2015. 99 с.