Фрагмент для ознакомления
2
1. Определение понятий «культура поведения», «этикет»
Дошкольное детство - важнейший период в нравственном становлении личности. Культура складывается из 2 частей: внутренней и внешней культуры. Внутренняя культура — это знания, чувства и умения, лежащие в основе жизни человека (образованность, развитый интеллект, добродетельность-нравственность, профессиональная подготовка). Внешняя культура — это культура поведения, культура непосредственного контакта, общения с людьми, с окружающей средой. Внешняя культура рождается на стыке внутренней культуры человека с окружающей средой. Внешнюю культуру называют по-разному: культурой поведения, этикетом, хорошими манерами, правилами хорошего тона, благовоспитанностью, культурностью...
Одним из направлений в нравственном развитии ребёнка является воспитание культуры поведения. Современные дети не всегда ценят и уважают труд других, пренебрежительно относятся к взрослым, не умеют вести себя в общественных местах, на улице, дома. Иногда в них нет той сердечности, доброты, того чуткого отношения к окружающим, которое обязательно для каждого живущего в обществе человека. Поэтому воспитание у детей культуры поведения сегодня является особенно актуальным.
Воспитание культуры поведения является неотъемлемой частью воспитанного, интеллигентного человека и этой проблемой необходимо заниматься, начиная уже с раннего детства.
Вопросы о решающей роли воспитания культуры поведения в развитии личности ставились в педагогике с древних времен. Существует множество определений понятия "культура поведения". В педагогическом энциклопедическом словаре культура поведения определяется как совокупность сформированных, социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этики, эстетической культуре. Культура поведения выражает, с одной стороны, нравственные требования общества, с другой - усвоение положений, направляющих, регулирующих и контролирующих поступки и действия учащихся. Усвоенные человеком правила культуры поведения превращаются в воспитанность личности .
С.В. Петерина даёт следующее определение: культура поведения - совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности .
В.А. Сластенин рассматривает культуру поведения через такие ее компоненты, культура общения, культура речи, культура внешности и бытовая культура.
Обобщив, можно сделать вывод, что понятие "культура поведения дошкольников" можно определить как совокупность устойчивых форм поведения, сформированных на основе норм нравственности и эстетической культуре, в повседневной жизни при общении и в различных видах деятельности.
Характерной частью культуры поведения является этикет. Этикет-установленный порядок поведения в обществе, включающий в себя совокупность правил, регулирующих внешнее выражение отношений людей, в общении, в обращениях, в поведении в общественном месте, манерах и внешности человека. Этикет создает условия благоприятные для общения и сосуществования людей, различающихся по национальным, социальным, гендерным, психологическим и возрастным признакам, взглядам, уровню образования. Этикет выполняет в обществе нормативные, идентифицирующие, идентифицирующие, коммуникативные, этические, педагогические функции.
В содержании культуры поведения дошкольников можно условно выделить следующие компоненты:
• культурно-гигиенические навыки;
• культура общения;
• культура деятельности.