Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Руководителю (начальнику) в его управленческой деятельности для принятия наиболее рационального решения, необходимо опираться на теоретические знания и практические умения (опыт). Теоретические знания управленца (руководителя) базируются на теории познания, то есть на учении об отражении действительности. Отражение – это образ. Образ идеален и субъективен, но содержащаяся в нем информация в основной своей части объективна, то есть существует так называемая информационная связь познаваемого предмета и его образа в сознании человека.
В своей управленческой деятельности руководитель должен применять самые различные методы исследования действительности и прежде всего – основной философский метод (то есть диалектический метод), а также общенаучные методы. Суть диалектического метода исследования, заключается в том, что любой предмет, любое явление или процесс должны изучаться объективно, всесторонне и конкретно.
Метод – это способ, или некоторая совокупность приемов и операций, с помощью которых решаются познавательные и практические задачи.
Общенаучные методы познания – это способы, приемы и операции, посредством которых решаются различные обще познавательные задачи. Эти методы широко применяются в любых науках, в том числе и в теории управления.
Научное познание делится на два основных уровня исследования:
• эмпирический уровень: на данном уровне происходит сбор, накопление фактов и их систематизация;
• теоретический уровень: здесь факты обобщаются, анализируются и на этой основе достигается высший синтез знания в форме научной теории.
Целью контрольной работы является – рассмотрение метода анализа в управленческой деятельности руководителя в современных условиях.
Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:
• рассмотреть методы эмпирического и теоретического исследования;
• изучить применение методов осуществления функции анализа.
Предмет контрольной работы – использование руководителем методов осуществления функции анализа.
Объект – методы осуществления функции анализа.
Глава 1. Методы осуществления функции анализа
1.1. Методы эмпирического и теоретического исследования
К методам, которые используются на теоретическом и эмпирическом уровнях исследования относятся:
Абстрагирование – метод, сущность которого состоит в мысленном отвлечении от несущественных свойств, связей, сторон предмета и одновременном выделении в нем наиболее интересующих сторон, свойств и связей. С методом абстрагирования тесно связан метод идеализации.
Идеализация – это мыслительный акт создания абстрактных объектов, принципиально неосуществимых в опыте и не существующих в действительности. Объекты, созданные методом идеализации, служат образцами (эталонами), к которым исследователь пытается приблизить действительные предметы, события, процессы.
Моделирование – метод познания с помощью создаваемых моделей. Модель – это условный образ, или образец (изображение, схема, копия) какого-либо объекта или системы объектов. По виду модели различаются на физические (вещественные) и знаковые (карта, схема, математические уравнения). В зависимости от роли в познании, модели бывают демонстрационные и эвристические (модель-открытие). В настоящее время распространение получило математическое и кибернетическое моделирование.
Анализ – это метод познания, содержанием которого является мысленное расчленение предмета исследования на составляющие его части и изучение каждой из них в отдельности.
Синтез – это метод познания, содержанием которого является мысленное соединение отдельных частей предмета в единое целое.
Важную роль в принятии решения управленцем играют индуктивный и дедуктивный методы. Индукция – это метод, когда мысль человека движется от отдельных фактов к общим выводам о них, от знания об отдельных предметах к знанию обо всем классе этих предметов. Дедукция – это метод, когда мысль движется от общих теоретических положений к частным выводам из них; от закона к его проявлениям; от знаний о классе предметов к знанию об отдельных предметах этого класса.
Аналогия – это движение мысли от частного к частному, от знаний об одном предмете к знаниям о другом предмете на основании их сходства в некоторых признаках.
К этой группе методов также относятся исторический и логический методы как методы широкого плана. Эти методы позволяют проникнуть в сущность истории управления, развития техники.
Суть исторического метода состоит в том, что воспроизводится история изучаемого объекта во всей ее многогранности, с учетом всех мельчайших подробностей, что позволяет судить о состоянии объекта в настоящее время и его развитии в будущем.
Логический метод исследования – это метод научного воспроизведения развития сложного объекта (системы) средствами теоретического анализа, определенного (как правило, высшего) исторического состояния объекта.
Таким образом, рассмотрение основных методов, используемых на эмпирическом и теоретическом уровнях исследования говорит о том, что они являются мощным средством исследования в теории управления и незаменимым орудием в
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абчук В.А., Гелих О. Я. Философия и теория управления. СПб.: ООО «Книжный дом», 2008.
2. Вахонин Н.Л., Бариев Р.Х., Мохоров Г.А., Изотин В.П. Философско-методологические проблемы управленческой деятельности военных кадров. – СПб.: ВАС, 2006.
3. Карпов В.В. Мировоззренческо-методологические проблемы социального управления. - СПб.: ВАС, 2016.
4. Котенев Е.В. «Методика в управленческой деятельности в современных условиях». Сборник научных статей по итогам всероссийской научно-практической конференции 2-3 сентября 2014. СПб: Изд-во КультИнформПресс, 2014 – 147с.