Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Во время постоянного развития науки и техники, немалое значение приобретает развитие человеческого потенциала. Для достижения высокого уровня данного потенциала необходимо уделять много внимания организации обучения персонала. В современных условиях персонал предприятия должен быть высококвалифицированным и обладать стратегическим мышлением ради успеха организации. Именно поэтому предприятию необходимо вкладывать средства в профессиональное развитие своего персонала.
Сегодня обучение и развитие персонала является важным элементом системы управления персоналом. Профессиональные знания работников нуждаются в постоянном обновлении. Внедрение системы обучения персонала помогает быстро и качественно повысить уровень знаний работников, а также приобрести новые умения и навыки необходимые для работы. На протяжении последних лет все больше организаций начало уделять внимание и вкладывать средства в развитие и обучение работников.
Особое значение для предприятия имеет человеческий ресурс: ведь именно его особенности и профессиональные способности не теряют стоимость, а способны гибко приспособить другие виды ресурсов предприятия к меняющимся условиям. Впрочем, как правило, реализация потенциала, заложенная в человеке, нуждается в дополнительных усилиях, направленных на профессиональное обучение и повышение квалификации. Именно через обучение работник приобретает необходимую компетентность для решения новых задач, и получает возможности по дальнейшему развитию.
Обучение персонала для современной организации является одним из инструментов повышения эффективности работы и конкурентоспособности. Затраты на обучение и развитие персонала выступают долгосрочными инвестициями в человеческий капитал организации [3, с.2].
Цель работы: изучить методы и формы обучения персонала.
1. Методы обучения персонала
Труд важнейшая форма бытия, главная сфера жизнедеятельности, способ преобразования себя и общества через отношения с другими [4, c.6]
Под «методами обучения», как правило, понимают способы, при которых достигается овладение знаниями, умениями, навыками.
Реализация целей предприятия по обучению персонала предусматривает выбор методов обучения, которые соответствовали бы как целям предприятия, так и индивидуальным возможностям работников.
Учитывая то, что обучение является комплексным процессом, то и эффективность методов обучения должна оцениваться по нескольким критериям.
Выбор метода будет также испытывать значительное влияние ситуативной составляющей, что в условиях экономического кризиса выражается в ряде ограничений на обучение, что имеет учитывать предприятие: необходимость быстрого результата, необходимость качественного приобретения знаний и умений, ограниченность в стоимости учебных процедур, возможность их ретрансляции и возможность сохранения приобретенных знаний внутри организации.
Целесообразно классифицировать методы по критерию «место учебы», где выделяются две группы методов:
- методы обучения на рабочем месте, которые применяются каждый день или как часть специально созданной программы обучения;
- методы обучения вне рабочего места, которые используются в курсах систематического обучения с отрывом от работы.
Анализ методов обучения персонала на рабочем месте представлен в табл. 1.
Таблица 1
Методы обучения персонала на рабочем месте (обобщенно с использованием)
Название метода
Характеристика метода Преимущества метода Недостатки метода
1. производственный инструктаж
Информация об алгоритме действий в типичных и экстремальных производственных ситуациях Незначительная стоимость, кратковременность, оперативность
Применение только для передачи знаний
2. смена рабочего места
Получение знаний и приобретение опыта в результате целенаправленной смены рабочего места Мотивирующий эффект, формирование умений и навыков, преодоление однообразия Высокие затраты, связанные с потерей производительности при перемещении с одной должности на другую
3. использование работников в качестве ассистентов, стажеров Повышение компетентности и ответственности работника путем его привлечения к решению задач качественно нового уровня Эффект ретрансляции опыта, формализация актуальных организационных знаний и совершенствование коммуникационных качеств Ограниченность применения только имеющимся в организации опытом и знаниями, зависимость от навыков коммуникации
4. направленное приобретение опыта
Систематическое планирование обучения на рабочем месте по индивидуальному плану
Высокая эффективность благодаря четко поставленным целям, не требуют больших затрат на предприятии Зависимость от наличия компетентного специалиста
5.подготовка в проектных группах
Обучение в процессе разработки больших, ограниченных сроком задач Возможность глубокого понимания сути решаемой проблемы Временные и материальные затраты на организацию работы группы
Итак, методы обучения персонала на рабочем месте в целом требуют незначительных затрат, но требуют определенного уровня компетентности и коммуникационной мастерства от того, кто осуществляет обучение.
Различаются же эти методы по мере мотивационного воздействия и дидактическими решаемыми задачами.
Анализ особенностей методов обучения персонала вне рабочего места приведен в табл. 2.
Таблица 2
Методы обучения персонала вне рабочего места (обобщенно с использованием
Название метода
Характеристика метода
Преимущества метода Недостатки метода
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алавердов А.Р. Развитие человеческого капитала организации // Управление человеческими ресурсами организации. – М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2012. – Глава 13. - С.509-560.
2. Колесникова К. Как создать эффективную систему корпоративного обучения? / К. Колесникова // Управление персоналом. – 2008. –№17 (195). –C. 57-61.
3. Нестерова О.В. Обучение персонала как инструмент реализации стратегических целей организации / О.В, Нестерова // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». – 2015. – №2. – С.7
4. Спивак В.А. Управление персоналом: учеб. Пособие/ В.А. Спивак. – М.: ЭКСМО, 2010. – 420 с.
5. Стаут Л.У. обучение и обучающаяся организация / Л.У. Стаут // Управление персоналом. Настольная книга менеджера. – М, 2007. – Модуль 14. - С.436-466.