Фрагмент для ознакомления
2
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Задание 1.
1. Этапы подготовки учебного проекта по русскому языку в средней школе:
а) подготовительный (определение темы и целей проекта, выделение подтем в теме проекта, формирование творческих групп, подготовка материалов к исследовательской работе, установление способов предоставления результатов (формы отчета) и критериев оценки результата и процесса);
б) планирование (определение источников, способов сбора и анализа информации);
в) разработка проекта (осуществление накопления информации путем работы с литературой, анкетирования, эксперимента и др., ее обобщение);
г) оформление результатов (оформление результатов согласно выбранной форме отчета);
д) презентация (предоставление выполненной работы);
е) оценивание (оценка работ согласно разработанным критериям).
2. В проектной деятельности достигаются следующие личностные результаты:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- формирование нравственных чувств и нравственного поведения;
-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.
3. В рамках внеурочной деятельности учащихся по русскому языку организован фестиваль проектов «День русского языка». Возможно предложить следующие проекты по русскому языку на заданные темы.
Тема Возможные проекты
«Русский язык и европейские славянские языки» «Восточнославянские языки: сходство лексических и грамматических конструкций»; «Почему в европейских языках так много славянских корней?»
«Русский язык как первооснова художественной литературы» «Язык произведения» (по балладе В.А. Жуковского «Светлана»); «Словарь устаревших слов» (по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
«Родной русский язык» «Язык народной приметы», «Языки каких народов оставили след на карте нашего края?»
Проектные продукты: презентация, газета, реферат, видеофильм, словарь, буклет, стихотворение и т.д.
Задание 2.
1. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Она помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия. Рефлексия связана с формированием личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, с технологией критического мышления.
Рефлексия - размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. Рефлексия, в упрощенном определении, - это «разговор с самим собой».
Рефлексия может осуществляться на любом его этапе, должна быть направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Обучаемый должен уйти с урока с зафиксированным результатом, выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы свои с другими.
Исходя из функций рефлексии можно выделить такие виды рефлексии:
а) Рефлексия настроения и эмоционального состояния (описание своих эмоций, настроения);
б) Рефлексия содержания учебного материала.
в) Рефлексия деятельности своей деятельности.
Учитель, при взаимодействии с учащимся, может использовать один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:
- физическую (успел - не успел);
- сенсорную (самочувствие: комфортно - дискомфортно);
- интеллектуальную (что понял, что осознал - что не понял, какие затруднения испытывал);
- духовную (стал лучше - хуже, созидал или разрушал себя, других).
Концепция развивающего обучения предполагает научить школьников работать в разных режимах: индивидуальном, групповом, коллективном.
Исходя из этого, рефлексивная деятельность, как любая другая, может организована в индивидуальной и групповой форме:
а) индивидуальная - формирование реальной самооценки (-за что ты можешь оценить свою работу, - беседа с ребенком по результатам самооценки - почему выбран тот или иной уровень);
б) групповая - акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи. («Смогли бы сделать, если бы с нами не работал ….(имя)» «Какую помощь в работе оказал… (имя)»). Цель групповой рефлексии - повысить эффективность деятельности каждого участника.
2. Выделяют ряд основных методов рефлексии:
а) Метод личностной рефлексии.
Личностная рефлексии – это осознание собственного «Я», мотивов, способностей, целей и мышления в рамках педагогического процесса.
Метод личностной рефлексии рассматривается как одно из основных средств формирования адекватной самооценки, самоконтроля и самовоспитания, необходимых для личностного и профессионального роста педагога.
Использование методов личностной рефлексии является одним из главных средств развития ребенка. Метод личностной рефлексии включает в себя следующие приемы работы:
- осуществление учащимися анализа окружающего мира и других участников педагогического процесса;
- анализ собственных личностных качеств, оценка своих «сильных» и «слабых» сторон;
- сопоставление переживаний себя на различных этапах жизни.
б) Метод интеллектуальной рефлексии.
Метод основан на мышлении и его развитии в процессе обучения и воспитания. Основными факторами, подлежащими рефлексированию, является учебная деятельность, собственные умственные действия, поведение в различных учебных ситуациях и т.д.
Основой интеллектуальной рефлексии выступают мыслительные операции субъектов педагогического процесса.
Интеллектуальная рефлексия проявляется на уровне интеллектуального контроля, связана с осознанием собственных интеллектуальных качеств, формированием регулятивных мыслительных процессов и предполагает возможность произвольного управления своими когнитивными ресурсами.
в) Метод актуализации.
Данный метод рефлексии используется в определенных ситуациях.
Актуализация рефлексии осуществляется только в определенных ситуациях. В общем виде можно выделить такие учебные ситуации, стимулирующие рефлексивную деятельность учащихся на уроке:
- анализ работы учащихся над проблемным содержанием задания, работа с новым учебным материалом, разнообразные проблемные учебные ситуации, поисковая и исследовательская деятельность;
- групповое взаимодействие учащихся, реализуемое посредством диспута, дискуссии, группового обсуждения и т.д. В данном случае, педагог может не просто выслушать учащихся, понять их точку зрения, но и выявить аргументы «за» и «против», понять кто из учащихся в решении вопроса (проблемы) использует традиционные способы и приемы, а кто может выработать принципиально другие способы решения проблемы.
3. Рефлексия содержания учебного материала «Плюс-минус-интересно».
Цель: подведение итогов урока.
Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.
В графу «П» – «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.
В графу «М» – «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.
В графу «И» – «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
Данное упражнение позволяет взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика.
Задание 3.
1. Методическая система авторов данного УМК направлена на интенсивное развитие речемыслительных способностей школьников. Это проявляется, прежде всего, в формировании основных видов речевой деятельности: способности воспринимать устную и письменную речь, умения правильно, точно, логично и выразительно передавать свои мысли и чувства в устной и письменной форме (говорить и писать), а также в развитии врожденного языкового чутья. Этому способствуют разнообразные задания учебника: изложение, сочинение, сочинение-миниатюра, устное высказывание, язык и литература, из истории лингвистики, слушаем и анализируем звучащую речь. Помогают в этом и рабочие тетради для 5-7 классов «Учимся читать, слушать, говорить, писать» И.А. Бажановой, И. П. Васильевых и С.И. Львовой.
Сформировать понятия о нормах русского литературного языка и применять знания о них в речевой практике помогают 2 других раздела учебников: «Текстоведение» и «Культура речи». Задания по текстоведению расширяют знания учащихся о признаках текста, о строении сочинения – рассуждения, помогают организовать работу над редактированием текста, учат видеть грамматические ошибки в собственных работах. Задания раздела «Культура речи» учат соблюдению различных норм и служат улучшению качества устной и письменной речи, что очень важно для успешной коммуникации.
2.
Упражнение Предметные результаты
213 Умение видеть и исправлять ошибки в структуре простого предложения: нарушение связи между подлежащим и сказуемым
215 Умение видеть и исправлять ошибки в построении предложения, ведущие к искажению его смысла, структуры
216 Умение видеть и исправлять грамматические ошибки
Задание 4.
1. Визуализация
- помогает обучающимся правильно организовывать и анализировать информацию: диаграммы, схемы, рисунки, карты памяти способствуют усвоению больших объемов информации, позволяют легко запоминать и прослеживать взаимосвязи между блоками информации;
- дает возможность связать полученную информацию в целостную картину о том или ином явлении или объекте;
- быстро охватить большой объем информации;
- воспроизвести и реконструировать разные процессы и события;
- изложить учебный материал в увлекательной, запоминающейся форме.
2. Для формирования учебно-познавательных и информационных компетенций наиболее результативными являются следующие формы и методы визуализации: лента времени, интеллект-карта, скрайбинг, инфографика, облако слов, интерактивный плакат, кроссенс, кластеры.
3. Облако слов - эта форма визуализации данных, представляет собой набор ключевых слов и словосочетаний, написанных разными размерами шрифта и, иногда цвета. Важность каждого ключевого слова обозначается размером шрифта или цветом. Чем крупнее шрифт, тем чаще ключевое слово употребляется в тексте.
Урок русского языка в 8 классе. «Простое предложение»
Интеллект-карта, или ментальная карта - это технология изображения информации в графическом виде; инструмент, позволяющий эффективно структурировать информацию, мыслить, используя весь свой творческий потенциал. Суть метода состоит в выделении главного понятия, от которого ответвляются задачи, мысли, идеи, шаги в реализации проекта. Каждая ветка может содержать несколько более мелких ветвей-подпунктов. Ко всем записям можно оставлять комментарии, которые помогут не запутаться в сложном проекте.
Урок русского языка в 5 классе. «Имя существительное». Задание: составить интеллект-карту по теме урока.
•
Задание 5.
1. В современных учебниках по русскому языку, в том числе и в приведенных в задании упражнениях получила отражение технология группового обучения.
2. Безусловно, групповая и парная форма организации работы имеет немало плюсов:
- парная и групповая работа значительно увеличивают количество и продолжительность ученического вещания: 15-20 школьников разговаривают одновременно, вместо 1-2. Поскольку контроль со стороны учителя практически незаметен, дети могут помогать друг другу в изучении языка;
- работа в парах и группах заставляет учеников сосредотачиваться и принимать более активное участие в выполнении задания. Когда любой вид работы проводить с целым классом, то выполнение задачи обычно доминируют несколько сильных учеников, а остальные школьники быстро теряют интерес. Кроме того, дети меньше волнуются, работая один на один с товарищами, чем, когда они стоят перед целым классом. А значит парная и групповая работа могут помочь застенчивым детям, которые боятся высказаться перед аудиторией;
- групповая работа является даже более динамичной чем парная, поскольку возникает возможность взаимодействия с большим количество людей, а значит - большая вероятность дискуссии. Существует также больше шансов на то, что по крайней мере один из участников группы сможет решить проблему в случае ее возникновения.
Однако, парная и групповая работа имеют и определенные недостатки:
1) Шум. Очевидно, что парная и групповая работа в большом классе вызовет шум, и этому нельзя помочь. Но ученикам обычно этот шум не мешает, а также он является свидетельством того, что дети работают.
2) Ошибки. В процессе парной и групповой работы учитель не может контролировать правильность выполнения заданий учащимися, и ему и не следует этого делать. Количество ошибок можно уменьшить с помощью тщательной подготовки к выполнению задания, а также проведя проверку после его завершения (попросить несколько пар или групп продемонстрировать выполнение задачи, и, при необходимости, исправить ошибки).
3) Трудно контролировать процесс. Учитель практически не контролирует того, что дети делают в процессе парной и групповой работы. Чтобы ситуация в классе не вышла из-под контроля следует: давать четкие инструкции относительно того, когда начать, что делать и когда закончить работу; ставить перед учениками конкретные задачи, выполнение которых не длится слишком долго; проводить такие виды работы регулярно, чтобы ученики знали, что им следует делать.
3. Формы групповой работы, которые могут быть применены в практике преподавания русского языка – работа в парах, «мозговой штурм», групповая дискуссия, групповой опрос, дебаты, обсуждение, презентация, деловая игра, дидактическая игра и т.п.
Каким же образом можно организовать работу в группе?
«Мозговой штурм» используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу. Группа учеников обсуждает несколько минут проблему, формулирует коллективное мнение, делегирует одного участника для его представления классу. Высказывать идеи или мнения нужно без какой-либо оценки или обсуждения этих идей. Идеи фиксируются учителем или специально выбранным учеником на доске, а мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не истощаться идеи или не кончится отведенное для этого время.
Так в 9 классе можно организовать «мозговой штурм» по вопросу «Для чего в речи нужны средства выразительности?»
4. Задания для работы в группах (парах) в рамках раздела «Лексика», «Фразеология»:
а) Конкурс «Лицедеи»
Задание: каждая группа вытаскивает по очереди карточки с заданиями-фразеологизмами. Ребята должны при помощи пантомимы изобразить написанное на карточке, а остальные группы – угадать показанный фразеологизм.
Задания на карточках: Стоять на задних лапках. Не находить места. Прикусить язык. Намылить шею. Попасть не в бровь, а в глаз. Зарубить на носу. Ломать голову. В рот воды набрал.
б) Задание: вставить подходящие по смыслу прилагательные на месте пропусков.
1 группа.
В нашем классе учатся очень ____ мальчишки и очень ____ девчонки. Но это не повод для ссор, потому что мы очень ____ .
2 группа.
Огонь может быть врагом людей. От него страдают не только ____ дома, но и ____ машины. Даже ____ стены не выдерживают напора огня.
3 группа.
____ платок так шёл к ____ синим глазам! И девочка (на, о)дела его, забыв спросить разрешения у матери.
- Какие по значению прилагательные использовали в каждом тексте? Можно ли их заменить друг другом? Почему?
Задание 6.
1. Представить учащимся и родителям жизненный путь, филологическую деятельность и творчество В.И. Даля могут помочь такие формы внеурочных мероприятий, как брейн-ринг, вечер-портрет, устный журнал, викторина, день книги (по словарю В.И. Даля), игра-экскурсия, поле чудес и т.п.
2. Устный журнал (индивидуальные выступления учащихся): учащиеся получают опережающее задание: проработать указанную статью из книги Булатов М.А., Порудоминский В.И. Собирал человек слова… - М, 1969 и сделать небольшое сообщение на указанную тему:
а) «Сбор пословиц В. Далем» (статья «Ярмарка слов» с.177-180)
(Примерное сообщение: Каждый год 15 июля открывалась знаменитая ярмарка в Нижнем Новгороде, где было все – покупай что хочешь! Месяц и десять дней все двигалось и гудело на ярмарке. Ходил по ярмарке худой носатый человек, нижегородский чиновник Даль. Ничего не покупал, слушал ярмарочный гул, выдёргивал из гула слова, прибаутки, пословицы – точно золотых рыбок из омута. Нужно разъединить гул на слова симбирские, казанские, костромские. Ухватить новые имена давно знакомых предметов. Запомнить к слову сказанную пословицу. Каждый вечер приносил Даль домой несметные сокровища, единственные, за которые не берут на ярмарке денег. Дома он раскладывал слова по полочкам в своих хранилищах. Каждую пословицу переписывал дважды на узких полосках бумаги (Даль называл их «ремешками»). Один «ремешок» пойдет как пример для пояснения слов, другой – вклеивается в тетрадь, предназначенную для сбора пословиц. Таких тетрадей насчитывалось уже 180, и что-то нужно было с ними делать.)