Фрагмент для ознакомления
2
Начинать любое дело с бизнес-планом гораздо удобнее, чем не имея ничего подобного. Преимущество такого документа в возможности понять текущее состояние дел, определить цели, к которым необходимо стремить-ся в будущем, и промежуточные этапы в процессе их достижения. Рас-смотрим, какую информацию должен включать бизнес-план интернет-магазина и что следует учитывать при его самостоятельном составлении.
1. Постановка целей.
Прежде всего, необходимо определиться с бизнес-целями, которые ставятся перед интернет-магазином. Это может быть:
планируемый оборот;
количество продаж в день и месяц;
захват определенной доли рынка;
продвижение в целевом регионе, а затем и по всей стране;
рост узнаваемости бренда.
Нужно четко определить, сколько времени может понадобиться, что-бы этого добиться, отталкиваясь от тех ресурсов, которые в наличии. Для составления таких прогнозов может понадобиться помощь специалистов по интернет-маркетингу, которые проведут анализ рынка и помогут с определением возможной посещаемости и уровня продаж, отталкиваясь от среднего показателя конверсии.
2. Начальные затраты.
Как и в случае с любым другим бизнесом, для создания интернет-магазина потребуются определенные первоначальные затраты, что необ-ходимо включить в бизнес-план. Практически все они носят единовремен-ный характер, и на этапе запуска следует предусмотреть бюджет для про-ведения работ по следующим направлениям:
оплата хостинга и доменного имени;
установка и настройка CMS;
разработка дизайна или покупка готового;
создание контента и необходимых страниц;
покупка первой партии товара;
стартовая рекламная кампания.
Фактически это все необходимые базовые инвестиции с учетом того, что необходимые документы для ведения предпринимательской деятель-ности уже оформлены. Если нет, необходимо добавить в список и этот пункт. Небольшое количество инвестиций выгодно отличает интернет-магазин от других видов торговли, так как для разработки технической части можно вложиться в неделю времени и ограничиться при этом мини-мальными тратами на уровне 10-20 тысяч рублей.
3. Ежемесячные вложения.
Сюда относятся все операционные расходы, которые будут сопро-вождать в процессе функционирования интернет-магазина. К таким стать-ям расходов относится:
оплата хостинга для сайта интернет-магазина;
оплата мероприятий по интернет-маркетингу (SEO, PPC);
заработная плата персонала (консультанты, курьеры);
аренда склада (если необходимо);
оплата услуг связи и другие операционные расходы.
В зависимости от каждого индивидуального случая, перечень направлений, по которым необходимы ежемесячные вложения, может от-личаться как в меньшую, так и в большую сторону. Например, если владе-лец бизнеса решит на первых этапах развития заниматься обслуживанием заказов самостоятельно, можно сэкономить бюджет, который уходил бы на оплату работы сотрудников.
4. Выбор ниши и товара.
Один из наиболее важных моментов, поскольку от выбора товарной группы зависит дальнейшая стратегия позиционирования и развития ин-тернет-магазина. Выбирая товар, необходимо отталкиваться от ряда кри-териев:
конкуренция в нише;
перспектива расширения товарного ассортимента;
доступность и условия поставщиков;
маржа, получаемая интернет-магазином с единицы товара;
прогнозируемый спрос в целевом регионе;
уровень знаний в данной нише;
габариты и другие характеристики, которые влияют на требования к хранению.
Учитывая перечисленные моменты, можно принять правильное ре-шение относительно товара, который будет оптимальным выбором в каж-дом конкретном случае.
5. Работа с поставщиками.
Чтобы продавать какой-либо товар, сначала нужно его купить. И чем более выгодно куплена партия, тем больше зарабатывается на продаже каждой единицы продукта. Вот только условия продажи диктуются по-ставщиками и могут сильно отличаться в зависимости от отрасли. Именно поэтому данный момент необходимо учитывать еще на этапе проектирова-ния бизнес-плана интернет-магазина.
Определившись с товаром, нужно найти контакты, узнать цены на нужную группу товаров и сравнить эти цены. Хорошо, если поставщиков будет несколько, и цены будут не слишком сильно отличаться, – это поз-волит не зависеть от одного контрагента. Зависимость от поставок из од-ного источника создает определенные риски для любого бизнеса.
6. Анализ рынка.
Без понимания ситуации на рынке построить успешный бизнес прак-тически невозможно. Именно поэтому подробный маркетинговый анализ ниши является обязательным пунктом при составлении бизнес-плана раз-вития интернет-магазина. Определившись с товаром, с которым предстоит работать, и целевым регионом, необходимо путем анализа рынка полу-чить ответы на следующие вопросы:
какой потенциал спроса в выбранном сегменте;
динамика спроса, наличие сезонности и перспективы роста;
уровень конкуренции в данной нише;
основные характеристики аудитории потенциальных покупателей.
7. Организация работы магазина.
В этом пункте бизнес-плана рассматриваются аспекты организации и менеджмента по отношению к интернет-магазину. Необходимо распреде-лить основные роли между владельцем бизнеса и другими вовлеченными в его работу людьми. Четкое понимание ответственности за то или иное направление повышает качество работы сотрудников и минимизирует возможные ошибки.
Обработка заказов, доставка покупки клиенту и работа с возвратами тоже относятся к этому пункту. Можно продумать несколько способов до-ставки заказов в зависимости от местонахождения покупателя: транспорт-ной службой по стране или регионам, а для крупных городов организо-вать курьерскую доставку. Ну и, конечно же, стоит проанализировать, как подошли к решению этого вопроса ближайшие конкуренты.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Азоев, Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика : учеб. посо-бие / Г. Л. Азоев. – М. : Центр экономики и маркетинга, 2010. – 270 с.
2. Акулич, И. Л. Маркетинг: Учебник. 6-е изд., испр. / И. Л. Акулич. – Мн.: Высшая школа, 2009. – 511 с.
3. Ассэль, Г. Маркетинг: принципы и стратегия: учебник для вузов / Г. Ассель. – М.: ИНФРА-М, 2008.
4. Завьялов, П. С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: Учебное пособие. / П. С. Завьялов. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 496 с. – (Серия «Высшее образование»).
5. Котлер, Ф. От продуктов к потребителям и далее – к человеческой душе. / Ф. Котлер, А. Сетиаван, Х. Картаджийя. – М.: ЭКСМО. – 2011. – 240 с.; ил.
6. Михалева, Е. П. Маркетинг, конспект лекций. / Е. П. Михалева. – М.: Юрайт-Издат, 2010. – 224 с.
7. Ниалл, К. Предприятие 2.0. Социальное программное обеспечение сегодня и завтра / К. Ниалл. – М.: Аквамариновая Книга, 2010. – 224 с.
8. Токарев, Б. Е. Маркетинговые исследования: учебник. / Б.Е. Тока-рев. – М.: Экономистъ, 2010. – 224 с.
9. Юрасов, А. В. Основы электронной коммерции / А. В. Юрасов. – М.: Горячая линия – Телектом, 2008. – 480 с.
10. Голубков, Е. П. Маркетинговые исследования товара / Е. П. Голубков // HR – PORTAL. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.hr-portal.ru/article/marketingovye-issledovaniya-tovara (Да-та обращения: 01.04.2021 г.).