Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Роман-эпопея Л. Н. Толстого “Война и мир” демонстрирует читателю широкую панораму жизни русского общества на переломном этапе истори- ческого развития. Одной из важнейших художественных задач «Войны и мира» явилось раскрытие характера целого народа, с одинаковой силой проявляющегося в мирной, повседневной жизни и в больших, этапных исторических событиях, во время военных неудач и в моменты наивысшей славы. Автор показал духовную эволюцию нации во всей неоднозначности и противоречивости.
Лев Николаевич утверждал, что «люди, как реки...», указывая этим сравнением на многогранность и сложность человеческой личности. Духовная красота любимых героев писателя – князя Андрея Болконского и Пьера Безухова – проявляется в неустанных поисках смысла жизни, в мечтах о деятельности, полезной для всего народа. Их жизненный путь – это путь непрерывных исканий, ведущий к правде и добру.
Цель исследования: Проведение анализа процесса духовной жизни человека, его «диалектики души» на примере героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир».
Задачи:
- изучить отзывы критиков и литературоведов о романе «Война и мир» и его героях.
- выделить основные вехи духовно-нравственных исканий Пьера Безухова
- рассмотреть путь нравственного поиска Андрея Болконского
Объектом работы является роман Л. Н. Толстого «Война и мир»
Предмет исследования: герои романа «Война и мир» Пьер Безухов и Андрей Болконский и их «диалектика души».
Новизна, теоретическая значимость исследования заключается в том, что философские проблемы, поставленные писателем в произведении остаются актуальными и для современного общества, а бессмертные страницы романа заставляют мыслить, сопереживать, формировать активную жизненную позицию.
Основная часть
Роман – эпопея «Война и мир» - одно из гениальнейших творений мировой литературы, которое могло быть создано, как утверждал Бунин, только «одним из самых необыкновенных людей когда-либо живших на земле».
"Война и мир" есть произведение гениальное, равное всему лучшему и истинно великому, что произвела русская литература", - писал Страхов в небольшой заметке "Литературная новость". Несомненно, данное произведение огромного масштаба, глубоко оригинальное по содержанию и форме, представляющее читателю « целый букет разнообразных и превосходно отделанных характеров, мужских и женских, старых и молодых"[6]. В центре внимания писателя как весь русский народ, так и весьма непростые судьбы отдельных людей. Лев Николаевич «старается показать другим, отчетливо, до мельчайших подробностей и оттенков, все особенности, характеризующие тогдашнее время и тогдашних людей, людей того круга, который всего более ему интересен или доступен его изучению. Он старается только быть правдивым и точным».[6]
Главные герои романа - это люди, которые чего-то желают, к чему-то стремятся, имеют определённые цели. « Путь, который проходят в романе важнейшие герои его, — это поиски, не одним разумом, а жизнью, судьбой, ответов на главные вопросы»[1] жизни.
Пьер Безухов.
В начале романа Пьер - слабовольный молодой человек, долгое время находившийся заграницей, охваченный идеями Французской революции. Как личность Пьер еще не сформировался, и живой ум в нем сочетается с «мечтательным философствованием», а рассеянность, безволие, непрактич-ность - с исключительной добротой. Именно поэтому он попадает под влияния разных людей: то князя Андрея, то молодого повесы Анатоля Курагина, то князя Василия.
Постепенно Пьер начинает понимать правила и законы высшего света. « Здесь, в этом мире, идет лихорадочная борьба каждого с каждым, царит атмосфера интриги: каждый имеет свой интерес и цель и преследует их с энергией и активностью».[1] И во всех этих интригах, ведущихся подобно военным операциям, его используют как орудие достижения определённых, личных целей. Он становится невольным свидетелем и пассивным участником борьбы за наследство умирающего графа Безухова. Юноша видит, как меняется отношение к нему после получения им наследства. Но Безухов не в состоянии трезво оценить происходящего и принимает перемены как должное, не разбираясь в истинной причине.
Каждый жизненный этап становится для Пьера своеобразным уроком.
Одним из таких трагических уроков является его женитьба на порочной и безнравственной красавице Элен Курагиной. В результате отношений с великосветским, «курагинским» кругом Пьер стал остро ощущать собственную деградацию, в нем стало расти чувство неудовлетворённости собой. Итогом «участия Пьера, хотя и невольного, в этой игре интересов» является нелепая и бессмысленная для него дуэль, в кото¬рой он, не желая того, едва не стал убийцей. Пьер понимает, что путь, которым он шел, оказался неверным.
Герой ввергнут в душевный кризис. Описывая состояние Безухова в этот сложный для него период жизни, С.Г. Бочаров утверждает, что «для Пьера личное существование должно быть оправдано целесооб¬разным устройством мира, и утрата этого чувства высшей це¬лесообразности означает личное несчастье». Однако в тот момент Пьер понимает, что « все запутано и случайно, единичные стремления, воли, поступки беспорядочно сталкиваются, дают разнобой, не имеют разумной связи между собой, не имеют общего направления. Такое ощущение мира для Пьера, героя Толстого, означает тупик, почти невозможность жить».[1]
И молодой граф Безухов, испытывая полное душевное опустошение, тщетно пытаясь найти ответы на трудные вопросы: «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить?.. » - вновь предаётся иллюзиям. «Такой иллюзией, поднимающей Пьера и на время дающей чувство обоснованной и направленной жизни, станет масонство", которое войдет в судьбу Пьера в тот самый день в Торжке, в тяжелейшую ми¬нуту полной потерянности, войдет