Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Принятый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, для детей с для коррекционно-развивающих групп определяет необходимость формирования правильных представлений о трудовой деятельности взрослых у дошкольников, реализацию трудового воспитания детей поэтапно, начиная с младшего дошкольного возраста, для каждого года в ДОО. Трудовое воспитание предполагает формирование уважения и положительного отношения к труду, заинтересованности процессом и результатом трудовой деятельности, формирование навыков обслуживания и трудовой деятельности. Такое направление воспитания позволяет на нравственной основе развивать волевые качества, мотивацию, сознательное отношение к созидательной деятельности.
Родителям в семье и педагогу в дошкольной образовательной организации (ДОО) отводится значимое место в вопросах трудового воспитания – через игру, наблюдая за работой взрослых, пробуя себя в определенных видах деятельности, ребенок знакомится с профессиями, бытовыми действиями, наблюдает и формирует представления о труде. Постепенно, выполняя несложные задания, в приобщении к самообслуживанию, ребенок приобщается к трудовой деятельности. К четвертому этапу коррекционно-развивающей работы, у ребенка формируется определенное представление о труде взрослых на когнитивном и эмоциональном уровне, сформированы элементарные навыки обслуживания на моторном и конитивном уровне. Немаловажным является создание условий и направления деятельности ребёнка таким образом, чтобы сформировать интерес и положительное отношение к труду взрослых и потребность самостоятельно включится в эту деятельность, получить знания, умения и навыки трудовой деятельности.
Нужно отметить, что вопросы трудового воспитания, аспекты формирования представлений о трудовой деятельности в дошкольном возрасте рассматривались многими выдающимися педагогами. Работы К.Д. Ушинского, В.Г.Нечаевой, Т.А. Марковой, В.И.Логинова, А.В.Запорожца, и др. авторов, посвящены исследованию заявленных вопросов. Ушинский К.Д. разрабатывал теоретические и методологические аспекты трудовой деятельности дошкольников. В исследованиях В.Г.Нечаевой описаны и раскрыты особенности представлений и формирования знаний дошкольников о труде взрослых, которым отводится значимая роль в вопросах формирования у детей правильного отношения к труду и т.д. В.С.Мухина описывает особенности отношения к трудовой деятельности на разных возрастных этапах дошкольного детства, Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. К. рассматривают аспекты трудового воспитания в коррекционных группах.
Обобщая идеи, отечественной и зарубежной психолого-педагогической коррекционной научной школы – одним из важных аспектов для трудового воспитания детей в коррекционных группах является мотивация детей, формирование навыков самообслуживания. Осознание сущности и смысла разных видов трудовой деятельности происходит постепенно формируясь к четвертому этапу коррекционной работы в зависимости от нарушения и др.
Очень важно найти пути и формы приближения дошкольников в коррекционных группах к труду , учитывая особенности развития ребенка и его возможности.
Цель работы: изучение трудового воспитания детей дошкольного возраста на 4 этапе коррекционно-развивающей работы.
Объект исследования: трудовое воспитание детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности трудового воспитания детей дошкольного возраста на 4 этапе коррекционно-развивающей работы.
В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:
изучение исследований по проблеме формирования представлений об окружающем мире;
описать условия трудового воспитания дошкольников на 4 этапе коррекционно-развивающей работы;
рассмотреть прикладные аспекты трудового воспитания детей дошкольного возраста на 4 этапе коррекционно-развивающей работы.
Методы исследования: анализ литературы, теоретический анализ и синтез, моделирование.
Методологическая основа исследования заключена в работах о трудовом воспитании и особенностях онтогенетического развития и развития познавательных процессов в раннем и дошкольном возрасте (в частности, развитии представлений) отечественных и зарубежных педагогов, дефектологов и психологов.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 (Зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 14 ноября 2013 г. Регистрационный № 30384) [Электронный источник]. Режим доступа: http://krhroo.ucoz.ru/index/fgos_doo/0-87.(дата обращения 09.03.2020).
2 Белик, В.В. Особенности трудового воспитания и мотивации к труду у детей дошкольного возраста [Текст]. // Дети и общество: социальная реальность и новации. Сборник докладов на Всероссийской конференции с международным участием / Ред. коллегия: В.А. Мансуров отв. редактор,Губанова А.Ю., Ермолаева Ю.В., Иванова Е.Ю., Колосова Е.А., Майорова-Щеглова, С.Н., Стрельцова И.А., Юрьев П.С. – Москва: РОС, 2014 г. – 1366 с.
3 Буре, Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания [Текст]. Р.С. Буре. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 136 с.
4 Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.4. Детская психология [Текст]. / Под ред. Д. Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984 - 432 с.
5 Выготский, Л.С. Учения об эмоциях [Текст]. Л.С. Выготский – М.: Книга по Требованию, 2012. – 160 с.
6 Головин, С.Ю. . Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 2008 г. [Электронный ресурс] URL: http://vocabulary.ru/dictionary/25/word/igra (дата обращения: 09.03.2020 г.);
7 Демеуф, В. И. Труд в современном дошкольном образовании // Социально-психологические проблемы и исследования детства: ребенок в семье, институтах образования и группах сверстников [Текст]: материалы международной научно-практической конференции 20-21 января 2011 года. - Пенза - Витебск - Москва: Научно-издательский центр «Социосфера», 2012. - 210 с. – С.86-87
8 Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения [Текст]. / Под ред. А.Г.Гогоберидзе,О. В. Солнцевой. — СПб.: Питер, 2013 — 464 с.
9 Екжанова Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта[Текст] / Е.А. Екжанова, Е.А.Стребелева. –– М.: Просвещение, 2005. – 272 с.
10 Куцакова, Л.В. Трудовое воспитание в детском саду. [Текст]. Л.В.Куцакова. М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 144 с.
11 Карелина, И.О. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования [Текст]: курс лекций. – Учебно-методическое пособие. И.О. Карелина. – Рыбинск: Филиал ЯГПУ, 2012. – 68 с.
12 Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст] С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2001. – 416 с.
13 Козлова, С.А. Нравственное и трудовое воспитание [Текст]: учебное пособие / С.А. Козлова, Н.К. Дедовских, В.Д. Калишенко и др.; под ред. С.А. Козловой. – М.: Академия, 2003. – 144 с.
14 Комарова, Т.С. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации [Текст] Т.С. Комарова, Л.В. Куцакова, Л.Ю. Павлова. – М. Мозаика-Синтез, 2009. – 80 с.
15 Крысько, В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах[Текст]. — Мн.: Харвест, 1999. — 384 с.
16 Политика доходов и качество жизни населения [Текст]/ Под ред. Н.А. Горелова – СПб.: Питер, 2003. – 657 с.
17 Логинова, В. Формирование представления о труде взрослых[Текст] //Дошкольное воспитание. - 1970. - №10. - С. 56-63.
18 Маркова, Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников : Кн. для воспитателя дет. сада[Текст]. / Т. А. Маркова. - М. : Просвещение, 1991. – 108 с.
19 Нечаева, В.Г. Воспитание дошкольника в труде[Текст]. В.Г.Нечаев. – М.: Просвещение. 1983. -207с.
20 Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов[Текст] / И. П. Подласый. -- М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с.
21 Реан, А.А. Психология человека от рождения до смерти [Текст] А.А.Реан. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2012. – 610 с.
22 Рубцова, В.Л. Психолого-педагогический анализ категории «представление» [Текст] В.Л.Рубцова // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус», №1 (11), 2007
23 Семышева, В.М. Словарь терминов и понятий по курсу «Психология и педагогика» [Текст] /В.М. Семышева. – Брянск: Издательство Брянской ГСХА, 2014. - 110 с.
24 Сластенин В.А. Педагогика [Текст] / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. 5-е изд., стер. - М.: Академия, 2006. - 566с.
25 Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений[Текст] Г.А.Урунтаева. - М.: «Академия», 2001. - 336 с.
26 Чернова, А. А. Формирование представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста [Текст] А.А.Чернова // Педагогическое мастерство: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017. — С. 55-57.