Фрагмент для ознакомления
2
Методика изучения нумерации чисел первого десятка
Задание 1
УМК: «Школа России»
Моро, М. И., Бантова, М. А. Математика: учебник для 1 класса: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2007.
Данная программа состоит из шести разделов. Раздел – «Нумерация чисел в пределах 10 и число 0». Ему предшествует блок «Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления», где дети получают первые представления о математике.
Изучение чисел первого десятка (цифр) является основой для дальнейшего изучения арифметики и других разделов математики. Без умения считать до десяти, весь дальнейший счет невозможен в принципе. Так же как и невозможно освоение арифметических действий.
Методическая разработка второго блока программы разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
Цель изучения данного раздела:
• освоение основ математических знаний;
• формирование первоначальных представлений о математике.
Задачи:
• формирование у учащихся математических представлений о числах, как результате счёта и измерения, о принципе записи чисел;
• формирование осознанных и прочных навыков нумерационных вычислений;
• формирование пространственных и геометрических представлений, осознанных способов математической деятельности;
• развитие образного и логического мышления, воображения;
• формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;
• воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Прохождение темы состоит из нескольких этапов:
Первый этап. Состав чисел от одного до пяти дети в этот период должны знать на память, состав чисел 6-10 можно рассматривать на наглядной основе.
Второй этап. Школьники знакомятся с составом чисел на основе сложения по памяти.
Третий этап. Дети воспроизводят состав чисел на основе выявленной закономерности: числа, стоящие на одинаковых местах (слева и справа) в числовом ряду, составляет в сумме последнее число в этом ряду.
Методика изучения темы
Нумерация – это система изучения чисел. По учебнику М.И. Моро, изучению чисел предшествует подготовительный период, где дети усваивают особенности счета предметов и отношения «больше», «меньше», «столько же».
На следующем этапе происходит непосредственное изучение чисел первого десятка. Учащиеся последовательно знакомятся с числами от 1 до 10, затем с числом 0. При изучении этой темы дети должны:
• уяснить образование чисел первого десятка;
• запомнить обозначение чисел на письме
• запомнить положение в натуральном ряду чисел и их состав;
• научиться выполнять сложение и вычитание вида а+1, а-1.
В соответствии с этим подходом последовательно рассматриваются отрезки натурального ряда чисел 1 2, 1 2 3, 1 2 3 4 , …1 2…10. При этом упражнения выполняются однотипные. Пример:
1. Положите 3 квадрата;
2. Придвиньте еще один;
3. Сколько всего стало квадратов?
4. Как получили 4 квадрата?
5. Как это записать? (3+1=4)
Такие рассуждения проводятся 3-4 раза. Только с другими предметами. Учащиеся выясняют, что число 4 больше числа 3 на 1. а число 3 меньше числа 4 на 1. Таким образом, число 4 стоит в ряду чисел после 3.
Получая следующее число, учащиеся знакомятся с соответствующей цифрой и учатся её писать. Такое одновременное введение числа и цифры затрудняет осознание различий между этими понятиями.
Число 0 появляется как численность множества, из которого последовательно убираются все элементы.
Распространенные ошибки:
Устный счет до десяти, как правило, не вызывает затруднений у первоклассников. С письмом дело обстоит сложнее. Для того чтобы предотвратить (или исправить) ошибки в записи цифр следует использовать упражнения, в процессе которых формируются соответствующие числовые представления, вырабатываются навыки узнавания и называния печатных цифр, а также некоторые навыки письма в результате рисования бордюров, елочек, элементов цифр.
Информационные технологии:
Если класс оснащен компьютером и проектором, то это может поспособствовать принципу наглядности, который лучше всего пригоден для объяснения данной темы первоклассникам. Объяснение материала можно сопровождать различными элементами мультимедиа – изображениями, аудио и др. Например: учитель может разработать презентацию по теме, в которой изучаемые цифры будут анимированы