Фрагмент для ознакомления
2
Содержание контрольной работы.
Контрольная работа содержит 2 задания:
Задание 1. Комплексное задание включает в себя разработку проекта изучения темы.
Содержание задания представлено интеграцией дисциплинарных знаний и умений из математики, методики ее преподавания в начальных классах, теоретической и практической педагогики и информационных технологий в начальном образовании в условиях смоделированной учебно-познавательной задачи.
Задание. Составить проект по одной и изученных тем разделов «Нумерация целых неотрицательных чисел», «Теория и методика изучения арифметических действий в начальной школе» (перечень прилагается в приложении) по плану:
указать дидактическую систему (УМК), в рамках которой выполняется задание;
определить место темы (раздела) в учебной программе дисциплины (что является основой для изучения данной темы и для какого последующего материала данная тема в свою очередь является основой);
изложить теоретические основы учебного материала;
изложить методику изучения темы (раздела);
описать типичные ошибки, пути их предупреждения и преодоления;
охарактеризовать содержание и особенности домашней работы в рамках заданной темы;
обосновать возможности использования компьютерных обучающих и диагностических материалов в процессе изучения темы (раздела).
разработать технологическую карту одного из уроков по выбранному разделам по образцу из методической папки дисциплины
Урок математики по теме " Сложение и вычитание чисел в пределах 10"
Класс: 1 класс
Технологическая карта изучения темы “ Сложение и вычитание чисел в пределах 10”
Тема Задача.
Задание 2. Изложить методику изучения табличного умножения и деления в следующих подходах:
− Моро, М.И., Бантова, М.А., Бельтюкова, Г.В., Волкова, С.И., Степанова, С.В. Учебник. [Текст]. М.: Просвещение, 2015. — 128 с.
В учебникеУМК «Школа России»(авторы: М.И. Моро, М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой, С.И. Волкова, С.В. Степанова) первый этап изучения табличных случаев умножения связан с составлением таблиц, второй – с их усвоением, т. е. прочным запоминанием. Так как речь идет о формированиисознательных вычислительных навыков, то составлению таблиц умножения предшествует изучение теоретических вопросов, являющихся 28 основой тех вычислительных приемов, которыми учащиеся будут пользоваться при составлении этих таблиц. В число таких вопросов входит: смысл действия умножения как сложения одинаковых слагаемых, переместительное свойство умножения, взаимосвязь компонентов и результата умножения, смысл деления. После усвоения теоретических знаний составляется таблица умножения на 2. Одновременное составление таблицы умножения двух, на два и соответствующие случаи деления обуславливаются следующим: 1. Предполагается, что усвоение первого столбика таблицы на уровне навыка способствует запоминанию второго, третьего и четвертого. Так количество случаев в каждой следующей таблице сокращается, и последняя таблица 9 содержит один случай 9 * 9 = 81. 2. Предполагается, что такое составление таблиц умножения и деления позволяет учащимся лучше осознать взаимосвязь между этими действиями.
− Истомина, Н. Б. Методика обучения математике в начальных классах: Учебное пособие [Текст]. — М.: Академия, 2015. — 285 с.
Особенности подхода к формированию навыков табличного умножения и деления: 1. Составление и усвоение таблиц умножения (деления) органически включается в содержательную линию курса 2 класса (II полугодие). В связи с этим в учебнике нет заголовков «Умножение на 2» и т. д. Табличные случаи умножения учащиеся усваивают в процессе изучения смысла умножения, 27 понятия «увеличить в несколько раз» и тем «Площадь фигуры», «Измерение площади», «Сочетательное свойство умножения». Это позволяет предложить детям интересные содержательные упражнения, выполнение которых способствует непроизвольному запоминанию таблицы умножения. Результаты работы по формированию табличных навыков умножения подводятся в теме «Таблица умножения», где учащимся дается задание, при выполнении которого они могут проверить, как каждый из них усвоил таблицу умножения. Таким образом, сначала формируются навыки табличного умножения. 2. Составление и усвоение таблицы умножения начинается со случаевумножения числа 9. Это позволяет учащимся не только упражняться в сложении и вычитании двузначных и однозначных чисел с переходом через десяток, но и сосредоточить внимание на сложных для запоминания случаях табличного умножения: 9*8, 9*6, 9*7, по отношению к которым дается установка на запоминание. 3. Учитывая, что не все дети могут непроизвольно запомнить таблицу умножения в процессе выполнения обучающих заданий, в учебнике, в определенной системе даются установки на запоминание трех-четырех табличных случаев. При этом установка на запоминание таблицы ориентирована не на последовательное увеличение второго множителя (9*2, 9*3, 9*4 и т. д.), а на запоминание определенных табличных случаев. Данная методика формирования навыков табличного умножения позволяет учесть индивидуальные особенности памяти каждого ребенка, создавая условия как для непроизвольного так и для произвольного запоминания таблицы и активизируя при этом смысловую память.
− Степных, В.А. Изучение табличного умножения и деления. [Текст] / В.А. Степных // Начальная школа. — 2010. — №2. с. 34 — 36.
При работе над темой выделяется два этапа: