Фрагмент для ознакомления
2
Задание 1.
Напишите основные правила проведения психологического наблюдения за ребенком дошкольного возраста в свободное от занятий время (особенности состояния ребенка, его самочувствие и особенности поведения).
Ответ:
Наблюдатель обязательно должен уметь тщательным образом планировать своё исследование: то есть определять его цель, задачи, гипотезу, алгоритм проведения, а также критерии отбора фактов. Дети в возрасте с трёх до семи лет являются наиболее удобными в плане проведения наблюдения, так как они в этот период открыты и доверчивы по отношению к исследователю, не осознают своей роли в качестве испытуемых. Кроме этого, исследование они воспринимают в качестве обычного общение, беседы вовсе не обременительные для восприятия детей. дошкольники пока ещё не совершенное самосознание и их жизненный опыт ограничен, поэтому они полностью не понимают свою роль испытуемых.
1.Весьма важно в время наблюдения учитывать особенности состояния ребенка. Ведь именно от этого зависят основные итоги наблюдения. Важно, чтобы ребенок во время наблюдения себя вел непринужденно и свободно, занимался для него привычными делами. Это исследователю облегчает вопрос получения достоверных и разносторонних фактов для формирования целостного представления о психологическом состоянии данного ребенка либо детской группы.
2.Важно обязательно учитывать самочувствие ребенка, так как этого зависит его поведение. Например, если ребенок заболел, то он может капризничать. Ели ребенок здоров, то чаще всего он активен и весел.
3. На результаты и выводы исследования, а также на его объективность существенное влияние оказывает позиция самого исследования. В связи с этим важно понять, что первое попавшее проявление не должно интерпретироваться в качестве закономерного и устойчивого. Чтобы не допускать подобной ошибки, наблюдения необходимо проводить систематически. Так как в этом процессе перед наблюдателем предстает немало разнообразных фактов, и исследователь должен хорошо владеть навыками отделения существенного и характерного от случайного либо второстепенного. Именно систематичность наблюдения способствует раскрытию истинные причины поведения конкретного испытуемого ребёнка.
4.Важным условием является и то, что для получения максимально объективных результатов наблюдения необходимо, чтобы исследователь обязательно занимал по отношению к испытуемому непредвзятую позицию. Он максимально должен освободиться от социальных стереотипов, способных ему помешать верно воспринимать и затем интерпретировать полученные психологические положения и факты.
5.Необходимо исследователю избавиться от лишнего эмоционального отношения к наблюдаемому ребенку: положительного, либо наоборот, отрицательного. Так как ребенок, вызывающий у исследователя, симпатию, им оценивается более снисходительно, нежели дети, подобным качеством не обладают. Для предупреждения субъективизма следует свои впечатления четко разделять с фактами, всегда выводы подтверждать доказательствами. При этом объективность исследования можно повысить с помощью использования приема «Стереоскопичностью взгляда» на ребенка, предусматривающего обращение к позиции родителей и иных взрослых, которые работают с детьми.
6.Наблюдая за поведением ребенка-дошкольника в процессе общения с другими детьми, многое можно узнать о психологическом климате, сложившимся у него дома, а также о нравственном либо культурном воспитании взрослых из его семьи, в первую очередь, его родителей. Ведь ребенок старается копировать и их привычки, движения, но и своеобразную технику речи, а также речевые обороты. Также наблюдатель может получить информацию об насилии или агрессии, применяемым по отношению к наблюдаемому ребенку . Так как дети в таких случаях чаще всего не говорят об этом, то исследователь должен быть очень осторожен в своих действиях, формируя вокруг проблемы ребенку ситуацию, при которой дошкольник не стал бы себя чувствовать виноватым в сложностях своей семьи.