Фрагмент для ознакомления
2
Задание 1
Список источников по заявленной теме доклада
«Проектно-исследовательская деятельность в урочной работе и внеурочной деятельности по математике».
1. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Сивенкова В.А.
Технологии Образования. 2020. № 4 (10). С. 73-86.
АННОТАЦИЯ:
Развитие личности школьника обеспечивается содержанием математического образования и той средой, создаваемой учителем на уроке и вне его, которая благоприятна для развития его способностей. Использование проектной деятельности позволяет реализовывать один из главных принципов дидактики в современной школе: ориентация на творческое начало в образовательном процессе, создание условий для приобретения учащимися собственного опыта творческой деятельности
2. ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Довкша Т.В.
В сборнике: Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры. Материалы Всероссийской научно-методической конференции. 2016. С. 3011-3013.
АННОТАЦИЯ:
В статье представлен опыт такой организации подачи учебного материала на уроках математики, которая позволяет постепенно вводить учащихся в исследовательскую деятельность. Приведены примеры реализации направлений исследовательской деятельности при изучении конкретных тем. Авторы приходят к выводу о бесспорной эффективности обучения на основе исследовательского подхода...
Задание 2
Составление кейса (описание конкретной ситуации из практики работающих учителей в контексте заявленной проблемы) по методике преподавания математики
Ситуация №1. Из своего опыта.
В начале урока учитель демонстрирует ученикам две литровые колбы с водой (одна колба узкая и высокая, другая низкая и широкая) и спрашивает в какой воды больше. Большинство детей отвечает, что в высокой. Учитель переливает воду в 2 одинаковые литровые банки. Реакция удивления. Учитель: Кто догадался, почему так получилось? Как нужно определять вместимость сосуда?
Ситуация №2.
Задание 3
Доклад по теме «Проектно-исследовательская деятельность в урочной работе и внеурочной деятельности»
Для успешного решения задач модернизации образования необходимы новые подходы к конструированию содержания школьных предметов, совершенствование технологий и методик обучения. Одним из вариантов комплексного решения задач современного школьного образования являются учебные проекты, позволяющие формировать у учащихся способность к осуществлению практической деятельности – способность определять цель деятельности и планировать пути ее достижения, анализировать и оценивать результаты.
Этот метод способствует формированию у учащихся следующих умений: составлять план работы по выполнению проекта, разбиваться на группы, распределять роли внутри группы, определять сроки выполнения проекта, определять необходимые для реализации проекта материалы, данные и выяснять места, откуда они будут браться, обобщать полученную информацию, представлять результат проделанной работы.
Метод проектов активно используется в системе дополнительного образования и во внеурочной деятельности. За последние десять лет метод проектов как общепедагогическая технология стал предметом многих исследований. Информация по данному методу имеется в педагогической и методической литературе. Проблема проектно-исследовательской деятельности нашла свое отражение в работах:
Н. Ю. Пахомовой, Е. С. Полат, И. Д. Чечель, И.К. Баталиной. Г.Б. Голуб, С. Шишова, В.П. Сергеева, Е.А., Лазарев, В.С. Глушенков О.В,, Клоковым Н.Мансуров, И.Д. Чечель, С. Лернер, М.А. Барсуковой, Н.И. Заикиной, Е.А. Адаричевой.
Проектно-исследовательская деятельность учащихся – это особый вид деятельности, обеспечивающий всегда позитивный результат, активную мыслительную деятельность, самостоятельное приобретение знаний, умение работать с источниками информации, поиск рациональных способов решения задач, сотрудничество, поэтапное формирование навыков исследовательской деятельности.
Учителю важно постоянно поддерживать интерес учащихся к открытиям, помнить, что необходимым условием для развития исследовательской деятельности является систематическое усложнение учебных задач, решение которых ведет к достижению не только предметных, но и личностных результатов.
Цели проектно-исследовательской деятельности в процессе обучения математике:
1) Формирование эмоционально-ценностного отношения к изучаемой проблеме, творческой деятельности учащихся, потребности в ней {мотивационно-потребностнып аспект);
2) Овладение систематизированными математическими знаниями, осознание социальной и личной значимости исследовательской деятельности в сфере математики и прикладных знаний, стремление и умение разрешать проблемные ситуации {когнитивный аспект)...
Задание 4
1. Составление синквейна по термину «Проектная деятельность»
Синквейн — это методический прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк. При этом написание каждой из них подчинено определенным принципам, правилам.
Таким образом, происходит краткое резюмирование, подведение итогов по изученному учебному материалу. Синквейн является одной из технологий критического мышления, которая активирует умственную деятельность школьников, через чтение и письмо.
Написание синквейна — это свободное творчество, которое требует от учащегося найти и выделить в изучаемой теме наиболее существенные элементы, проанализировать их, сделать выводы и коротко сформулировать, основываясь на основных принципах написания стихотворения.
Рассмотрим правила построения синквейна.