Фрагмент для ознакомления
2
Диагностика внимания.
Разделы диагностики: изучение объёма, распределения, концентрации, переключения, устойчивости непроизвольного, произвольного, послепроизвольного внимания. Наиболее известными методиками диагностики данных параметров являются:
- различные варианты корректурных проб (проба Бурдона, кольца Ландольдта, модификация для дошкольников С. Лиепинь, кодирование Пьерона-Рузера, методика Тулуз-Пьерона);
- таблицы Шульте;
- методика Ф.Е. Рыбакова;
- сравнение двух и более картинок;
- нахождение недостающих деталей предметов на картинке;
- счёт по Крепелину;
- последовательное и усложнённое вычитание чисел, перечисление дней и месяцев;
- проба (тест) Мюнстерберга;
- методики В.М. Когана и Э.А. Коробковой.
Диагностика памяти.
Разделы диагностики: изучение объёмов кратковременной, долговременной памяти; особенностей зрительной, слуховой, двигательной, эйдетической видов памяти; процессов запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания информации. Наиболее известными методиками диагностики данных параметров являются:
- методики А.Р. Лурии «Заучивание 10 слов», «Пиктограмма»;
- методика для опосредованного запоминания А.Н. Леонтьева;
- методика Ф.Е. Рыбакова;
- запоминание и воспроизведение слов, цифр, чисел, геометрических фигур, расположенных в пространстве листа точек или знаков, предложений, стихотворений, текстов.
Диагностика мышления.
Разделы диагностики: изучение наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического (абстрактного), исследовательского видов мышления; мыслительных операций: сравнения, обобщения, анализа, синтеза, классификации, абстрагирования; диагностика креативности мышления. Наиболее известными методиками диагностики данных параметров являются:
- классификация предметов или картинок;
- методика «исключение предметов или понятий», например, «четвёртый лишний»;
- методика Выготского-Сахарова;
- простые и сложные аналогии;
- выделение существенных признаков;
- сравнение пар слов-понятий;
- подбор противоположных понятий;
- составление рассказа по картинкам;
- объяснение предметных и сюжетных картинок;
- восстановление последовательности событий;
- установление причинно-следственных связей;
- отгадывание загадок, объяснение смысла пословиц и поговорок;
- соотношение пословиц, метафор и фраз;
- понимание текстов разной сложности;
- изучение ассоциаций;
- методика (тест) Липпмана «Логические закономерности»;
- изучение логичности умозаключений;
- изучение воображения и креативности (методики Дж. Гилфорда, П. Торренса, Джонсона, С. Медника; рисование или придумывание сказки, дорисовывание рисунка по детали и др.).
4. Методики диагностики социального и эмоционального интеллекта
1. Тест Холла на определение эмоционального интеллекта (ЭИ)
Опросник на 30 вопросов. Время прохождения – до 10 минут. Методика показывает, насколько часто личность проявляет эмоции в повседневной жизни, учитывает разные стороны проявления ЭИ. Как человек относится к себе, другим людям, какие у него способности к общению, насколько позитивно относится к жизни и ищет гармонию с собой.
Наиболее широко используется методика М. Холла, которую представил Е. П. Ильин. Она почти идентична методике EQ. Методика состоит из 30 утверждений, разбивающихся на 5 шкал:
эмоциональная осведомленность,
управление своими эмоциями,
самомотивация,
эмпатия,
распознавание эмоций других людей.
Ответ на каждое утверждение предполагает 6-балльную шкалу: от –3 – «полностью не согласен» до +3 – «полностью согласен». Однако И. Н. Андреева, описывая этот опросник, отмечает некоторое несовпадение смысловой нагрузки с названием шкал. Она рассматривает управление своими эмоциями как эмоциональную гибкость, самомотивацию – как произвольное управление своими эмоциями, распознавание эмоций других людей – как способность воздействовать на эмоциональное состояние других людей. Также стоит отметить отсутствие какой-либо информации по психометрике данного теста как при его создании, так и при переводе. Это лишает права рассматривать данную методику как адекватное и валидное средство измерения эмоционального интеллекта.
2. Тест самоотчёта(SREIT)
Методика Self Report Emotional Intelligence Test (SREIT), сконструированная на базе ранней модели Дж. Мейера и П. Сэловея. Шутте с коллегами (Schutte et al., 1998). Она состоит из 33 утверждений, разбивающихся на 3 шкалы:
оценка и выражение эмоций;
регулирование эмоций;
использование эмоций при решении проблем.
Ответы даются по 5-балльной шкале: от 1 – «это совершенно не обо мне» до 5 – «это точно про меня». Оценки по шкалам получаются методом суммирования полученных баллов по ключам. Этот опросник показал достаточно хорошие психометрические показатели при конструировании: внутреннюю надежность (α Кронбаха = 0,90), тест-ретестовую надежность на уровне 0,78 и очевидную дискриминативную валидность. Единственным минусом данной методики является ее незащищенность от социально желательных ответов испытуемых. Также нигде нет никаких данных о проведении психометрики после перевода методики на русский язык и адаптации на русскоязычной выборке. Однако несомненным плюсом этой методики является простота в использовании и обработке.
3. Эмоциональный IQ
ЭмIQ-2 – методика, созданная в России. Работа над тестом началась в 2004 г. Первоначальная версия теста («Эмоциональный интеллект-1») была создана Е. А. Орлом на базе западных исследований по данной тематике. Дальнейшая разработка теста «Эмоциональный интеллект-2») осуществлялась В. В. Одинцовой под научным руководством А. Г. Шмелева. Применяемая на практике версия методики («Эмоциональный интеллект-2») состоит из 66 вопросов, каждый из которых имеет пять вариантов ответа. Эти вопросы сгруппированы в шесть шкал:
общий балл (суммарный балл по всем шкалам);
самоанализ и самозащита (шкала отражает способность респондента трезво оценивать свои сильные и слабые стороны, распознавать и понимать свои эмоции, умение выстраивать определенную «психологическую защиту» от неприятностей);
самоконтроль (шкала отражает наличие у респондента внутренней мотивации, самодисциплины, настойчивости в достижении поставленных целей);
выражение эмоций (шкала отражает способность респондента адекватно выражать и контролировать свои эмоции и должным образом реагировать на проявления эмоций других людей);
социальная чуткость (шкала отражает способность респондента правильно понять и оценить мотивы, стоящие за поведением окружающих его людей, и адекватно на них реагировать на основе этого понимания);
самооценка чуткости (шкала отражает оценку респондентом собственных качеств: чуткости, проницательности, понимания мотивов поведения окружающих).
Стандартизация существующего варианта методики проводилась на широкой выборке добровольцев, выполнявших интернет-версию методики в ее исследовательском варианте, на сайте HR-Лаборатории «Гуманитарные Технологии» (свыше 600 протоколов).
Стоит отметить большую практическую направленность данной методики. В качестве сферы ее применения рассматриваются психодиагностические исследования личности взрослых людей с целью выявления направлений психологической помощи, самопознания, а также использование в качестве дополнительного инструмента диагностики при подборе и оценке специалистов, сфера деятельности которых непосредственно связана с общением (руководители, менеджеры по продажам, бизнес-тренеры и т. д.).
4. Тест Люсина
Тест ЭмИн Д. Люсина опирается на собственную модель эмоционального интеллекта автора. Эмоциональный интеллект определяется как способность к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими. Как способность к пониманию, так и способность к управлению эмоциями может быть направлена и на собственные эмоции, и на эмоции других людей. Таким образом, автор вводит понятие внутриличностного и межличностного эмоционального интеллекта, которые предполагают актуализацию разных когнитивных процессов и навыков, но должны быть связаны друг с другом. Правда, определение, предложенное Д. Люсиным, перекликается с моделью Х. Гарднера, который полагал, что эмоциональный интеллект является частью социального интеллекта. Личностный интеллект разделен на интер- и интраперсональный, что предполагает знание о себе и других.
На основании такой модели предлагается тест, состоящий из 40 вопросов с ответами по 4-балльной шкале, которые группируются в 6 факторов:
Межличностный эмоциональный интеллект:
Шкала М1. Интуитивное понимание чужих эмоций,
Шкала М2. Понимание чужих эмоций через экспрессию,
Шкала МЗ. Общая способность к пониманию чужих эмоций.
Внутриличностный эмоциональный интеллект:
Шкала В1. Осознание своих эмоций,
Шкала В2. Управление своими эмоциями,
Шкала ВЗ. Контроль экспрессии.
Предлагаемая модель эмоционального интеллекта, как утверждает автор, принципиально отличается от смешанных моделей тем, что в конструкт не вводятся личностные характеристики, которые являются коррелятами способности к пониманию и управлению эмоциями. Допускается введение только таких личностных характеристик, которые более или менее прямо влияют на уровень и индивидуальные особенности эмоционального интеллекта. Тем не менее, данная методика не может быть отнесена и к моделям способностей ввиду того, что является опросником, основанном на самоотчете. Работы по стандартизации и изучению психометрических показателей данного теста продолжаются, поэтому трудно судить о надежности и валидности данной методики. Параллельно Д. Люсин ведет работу по созданию новой версии теста, в которую будет добавлена шкала, измеряющая способность к управлению чужими эмоциями, уточняется содержание шкал для повышения их надежности, продолжается сбор данных для проверки валидности опросника.
5. Тест Мейера-Сэловея-Карузо
В 1990 г. П. Сэловей и Дж. Мейер предложили свою модель эмоционального интеллекта, опубликовав статью на эту тему. Они предложили формальное определение эмоционального интеллекта как набора навыков, имеющих отношение к точной оценке своих и чужих эмоций, а также выражению своих эмоций, использованию эмоций и эффективному регулированию своих и чужих эмоций. Соответственно, было высказано предположение, что эмоциональный интеллект состоит из следующих категорий адаптивных способностей:
Оценка и выражение эмоций:
Оценка и выражение своих эмоций: