Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На этапе предварительного расследования органам дознания отводится значительная роль. Их полномочия на разных этапах истории кардинально менялись. В то же время непреложным всегда оставался тот факт, что они являются необходимой частью правоохранительных органов. Органы внутренних дел часто представляют собой единственный государственный орган, куда поступает информация о совершении преступления. В силу специфики работы они обязаны немедленно реагировать на факт нарушения закона, принимать превентивные меры, в том числе уголовно-процессуального характера, то есть действовать в качестве органа дознания.
Органы дознания по расследуемым ими делам принимают необходимые оперативно-розыскные, следственные и иные предусмотренные уголовно-процессуальным законом меры в целях выявления преступления и обнаружения виновных.
В 2013 году в российском уголовном процессе появилось дознание в сокращенной форме. Данный порядок дознания возможен при условии, что уголовное дело возбуждено в отношении конкретного лица, которое ходатайствует о сокращенном сроке дознания, признает свою вину, согласен с характером и размером причиненного преступлением вреда. Как следствие, полномочия органов предварительного расследования при проверке сообщения о преступлении расширены. Новая форма дознания имеет существенные различия с общепринятым дознанием.
Основная часть
1. Деятельность органов дознания по преступлениям, подследственным органам предварительного следствия.
При обнаружении признаков преступлений, отнесенных к подследственности органов предварительного следствия, орган дознания возбуждает уголовное дело в порядке ст. 146 УПК РФ и в течение 10 суток осуществляет по уголовному делу неотложные следственные действия для закрепления следов преступления и установления лица, совершившего это преступление .
В современный период, к неотложным следственным действиям можно отнести абсолютно любое следственное действие. Этот выбор зависит от субъективного восприятия обстановки происшествия уполномоченным сотрудником органа дознания, от его решения действовать определенным образом в конкретной следственной ситуации и ожидаемых последствий.
Иными словами, органам дознания предоставлено право производить практически все следственные действия в качестве неотложных, которые возможны и целесообразны на первоначальном этапе расследования уголовного дела.
В законе говорится о том, что неотложные следственные действия – это действия, осуществляемые органом дознания после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования (п. 19 ст. 5 УПК РФ).
Данное определение наглядно демонстрирует идею законодателя, которая призывает рассматривать неотложные следственные действия в качестве отдельного процессуального института, обособленного от дознания, основной целью которого является оказание содействия органам предварительного следствия в первоначальном сборе следов преступления.
В большинстве случаев, неотложные следственные действия инициируют начало расследования по уголовному делу, которому, в установленном законом порядке, предшествует предварительная проверка сообщения о преступлении должностными лицами, к компетенции которых уголовное дело может не относиться.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 24.12.2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921.
2. Аминев Ф.Г., Зыков Д.О. Процессуальный порядок производства дознания в сокращенной форме // Аллея науки. 2019. Т. 2. № 4 (31). С. 629-632.
3. Загорьян С.Г., Котельникова О.А. Сокращенное дознание: некоторые проблемы и пути их решения // Вестник Восточно-Сибирского института Министерства внутренних дел России. 2021. № 2 (97). С. 85-94.
4. Исмагилов Р.А. Некоторые проблемы производства дознания в сокращенной форме // Труды Оренбургского института (филиала) Московской государственной юридической академии. 2019. № 38. С. 152-156.
5. Пиунова А.С., Бабайцева А.В. Дознание в уголовном процессе России // Студенческий вестник. 2021. № 20-5 (165). С. 49-51.
6. Трифонова К.А. Дознание в сокращенной форме как самостоятельная форма предварительного расследования // Актуальные проблемы предварительного расследования. 2020. С. 155-158.
7. Федюкина А.Ю. О понятии и системе неотложных следственных действий в современном уголовном процессе // Вестник экономической безопасности. 2021. № 2. С. 236-239.
8. Шпагина Ю.В. Правовое регулирование уголовно-процессуальной деятельности органов дознания при производстве неотложных следственных действий // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2020. № 3 (49). С. 57-61.