Фрагмент для ознакомления
2
Занятие 1. Психолого-педагогические сопровождение как профессиональная деятельность педагога
Занятие 2. Возникновение, типология и характеристики семьи
Практические задания:
1. Исследовать структурно-ролевые характеристики собственной семьи и двух испытуемых (членов одной семьи) с помощью проективного теста «Семейная социограмма»
2. Заполнить таблицу по функционально-ролевой структуре и динамике семьи
Занятие 3. Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ
Практическое задание: Составьте таблицу «Классификации категорий детей с нарушениями развития» по схеме:
Дополнительное индивидуальное задание (по желанию, на выбор; запись у старосты во избежание повторов - эссе на одну из тем:
Занятие 4. Типы семей, воспитывающих детей с ОВЗ
Практические задания:
1) Составьте таблицу «Классификации категорий родителей, воспитывающих детей с нарушениями развития» по схеме (0-2 б.):
2) Проанализируйте материалы для родителей 2-3 сайтов общественных организаций помощи детям с ОВЗ: содержание (разделы, адресность, полезные ссылки, интерактивность, доступность и др.), технологичность, возможность чтения для слабовидящих, информативность. Оцените, сделайте предложения. Что узнали нового.
Контрольная работа
Занятие 1. Психолого-педагогические сопровождение как профессиональная деятельность педагога
Практическое задание: вебинары и принять участие в обсуждении (описать) роли тьютора в сопровождении ребенка с ОВЗ, представленные в вебинарах.
1.Т. М. Ковалева. Как сопровождать образование ребенка и для чего нужен тьютор. Источник: https://www.youtube.com/watch?v=Pm1PhtPpt-4
Выражу согласие, что наставничество и тьюторство – различные процессы. Наставник расскажет, покажет и отправит в путь. Как поступит его ученик, зависит только от него. Тьютор поможет выполнить то, чего хочет подопечный. Но для этого ему нужно задать примером это действие. Его формат действия – индивидуальная работа. Тьютор действительно создает среду для сопровождаемого так, чтобы спровоцировать его выполнить то, что ему необходимо. Есть ли точки соприкосновения в деятельности педагога и тьютора? Да. Они связаны принципами педагогики и психологии. Оба должны соблюдать культуру сопровождения. Но тьютору нужно учиться быть тьютором. Хорошо было бы, чтобы Летняя школа тьюторов оказалась в нашем регионе!
2.Ранняя помощь детям и их семьям: траектория профессионального роста. 2-я международная научно-практическая конференция 6-8 ноября 2019 года. Источник: https://www.youtube.com/watch?v=wzRfdCdnwyE
Интересные для понимания темы лектор предлагает анализы действий с карандашом и позой сидящих в зале. Становится понятно, что будет происходить при нарушении сенсорного восприятия у ребенка. Сенсорная интеграция в понимании тьютера – выяснение причин нарушения сенсорного восприятия у ребенка с ОВЗ, например, задействованы все каналы восприятия одновременно, тогда мозг ребенка обрабатывает слишком много
чувственной информации, он перегружен. В другом случае сенсорной информации не хватает, тогда ребенок ищет различные способы её получить. В соответствии с этим подбирается способ оказания помощи: или наушники, или дополнительная сенсорная стимуляция.
3.Роль тьютора в организации инклюзивного образования. Источник: https://www.youtube.com/watch?v=67Sj8ficaFU
4.Тьютор для ребенка с ОВЗ в школе: теория и практика. Источник: https://www.youtube.com/watch?v=RIzWH3tCI80
5. Тьютор на уроке - как помогать ребёнку с ОВЗ в учёбе? Вебинар Инны Карпенковой Источник: https://www.youtube.com/watch?v=czwv6UI0Kzg
Занятие 2. Возникновение, типология и характеристики семьи
Практические задания:
1. Исследование структурно-ролевых характеристик собственной семьи и двух испытуемых (членов одной семьи) с помощью проективного теста «Семейная социограмма» и опросника «Ролевые ожидания и притязания в браке».
Отчет по проективному тесту «Семейная социограмма»
Цель исследования: выявить положение субъекта в системе межличностных отношений, характер коммуникаций в семье - прямой или опосредованный.
Краткая характеристика испытуемых и их семьи.
Семья: Жена – 60 лет, высшее образование, самозанятая, педагог. Муж - 55 лет, высшее образование, педагог. Взрослые 2 дочери. Свои семьи.
Описание хода исследования: Испытуемым дают бланк с нарисованным крутом диаметром 110 мм. Инструкция: «Перед Вами на листе изображен крут. Нарисуйте в нем самого себя и членов семьи в форме кружков и подпишите их именами». Члены семьи выполняют это задание, не советуясь друг с другом.
Протокол с индивидуальными результатами испытуемых (рисунки).
Семья: рисунок мужа и жены
Обработка полученных данных в соответствии с критериями оценки.
Муж: число членов семьи, изображенных испытуемым - 4, не совпадает с реальным - 2. Изображены 2 дочери. Величина кружков (равные) всех членов семьи говорит об их равноценной значимости в глазах испытуемого. В центре расположены дочери, родители от них на одной линии слева. Расстояние между кружками одинаковое. Отношение к дочерям опосредованное (через жену).
Жена: число членов семьи, изображенных испытуемым, совпадает с реальным. Все кружки одинаковы. Круг мужа ближе к центру, жена левее мужа.
Интерпретация результатов обследования: характер коммуникаций в семье – прямой. У мужа отношение к дочерям опосредованное (через жену), эмоциональная привязанность к дочерям.
Выводы и рекомендации: рассмотреть позицию устойчивости в видении мужем всех членов семьи; неудовлетворенности эмоциональной составляющей отношений с женой.
Опросник «Ролевые ожидания и притязания в браке»