Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Виктор Олегович Пелевин – один из самых противоречивых писателей современности, и одновременно один из самых читаемых. Публиковаться он начинал в рубрике фантастики, но в настоящий момент считается одним из деятелей постмодернизма, хотя сложно с уверенностью утверждать, что одним этим направлением исчерпывается все содержание его творчества.
«Generation П» – роман о трансформации общества 90-х годов, уходе его от советских ценностей, утрате идеалов, обращению к миру материальных потребностей и потребления. Это необычайно знаковое для сегодняшнего дня произведение о том, как духовные потребности вытесняются более низкими и фальшивыми, навязанными, желаниями.
Актуальность работы заключается в значимости тематики жизни общества потребления в реалиях современного человека и необходимости взглянуть на эту проблему через призму литературы.
Целью исследования становится: изучение идейно-тематической структуры романа Виктора Пелевина «Generation П».
Отсюда вытекают базовые задачи работы:
1. ознакомиться со спецификой идейного содержания романа,
2. определить место романа в творчестве автора и в течении постмодернизма,
3. изучить способы воплощения в романе интеллектуального и технологического пространств,
4. установить концептуальную связь между угасанием интеллектуального пространства в романе и развитием сферы технологий.
Методологической базой диссертационного исследования являются работы Ильина И. П., Костырко С. М., Помялова А. В. и др.
В работе использованы структурно-поэтический, историко-функциональный методы, применяется методика герменевтического, нарратологического и интертекстуального анализа.
1. Роман «Generation П» в восприятии литературной критики
Роман посвящен теме жизни человека в общественной системе посттоталитаризма, и является в некотором смысле продолжением романа «Омон Ра», тесно перекликаясь с ним в своей философской концепции.
В двух этих романа сходные идеи выражаются сходными литературными методами. В романе «Омон Ра» автор обращается к разоблачению симулякров советского времени, сходная тематика поднимается и в «Generation П», где представлены «перестроечные» идеалы, фальшивые и чуждые для русского человека. Обращение к финансовым вопросам, западное понимание демократии – все это автор выставляет в неприглядном свете. Жанр романов «Generation П» и «Омон Ра» можно определить как трагифарс.
Роман «Generation П» на момент выхода, в 1999 году, получил довольно благоприятную реакцию читателей, но вызвал волну критики со стороны литературоведов, и был оценен ими ниже остальных произведений писателя. А. Генис и В. Курицын считали его неудачным, «недоработанным» и чрезмерно сориентированным на читательские вкусы.
С. Костырко настойчиво подчёркивает, что В. Пелевин использует материал, открытый соцартом и постмодернизмом. Критики Р. Арбитман и С. Костырко справедливо отмечают, что произведения Виктора Пелевина насыщены философской проблематикой, пропитаны аллюзиями из мирового искусства, деталями из мира техники и современных компьютерных технологий.
И. Гетманский так высказывается о философской концепции произведений Пелевина: «Творчество Пелевина решает некую суперзадачу, которая делает его, это творчество, — прошу подготовиться! — натужным, противоречивым, негуманным и в конечном итоге негативным в смысле ментального и эмоционального воздействия на читателя». Особенно сильной критики подвергается Пелевин в связи с включенным в роман религиозным пластом знания, в узком смысле ориентированным на пропаганду буддизма. Гетманский, кроме того, отмечает «монотонность» и однообразие произведений Пелевина, каждое из которых повторяет один сюжет: герой понимает, что мир, в котором он так долго существовал, не единственно возможный, и старается выйти за его границы.
Однако, следует отметить, что на момент написания романа реалии, которые представлены в нем, еще только зарождались, поэтому нельзя не упомянуть о чуткости автора к общественным изменениям и его умению предвидеть жизнь общества. Вместе с тем, для написания произведения ему пришлось исследовать не сложившуюся уже мифологию (как, например, советскую в «Омон Ра» или греческую в «Шлеме ужаса»), а только еще складывающуюся, что достаточно сильно осложняет литературный процесс.
Можно предположить, что книга вызвала столь острую реакцию в литературных кругах, поскольку на момент выхода ее фактический материал был еще довольно свеж и существовал в реалиях общества.
Критик К.Генис правомерно пишет о нём: «Пелевин - поэт, философ и бытописатель пограничной зоны. Он обживает стыки между реальностями. В месте их встречи возникают яркие художественные эффекты - одна картина мира, накладываясь на другую, создает третью, отличную от первых двух. Писатель, живущий на сломе эпох, он населяет свои рассказы героями, обитающими сразу в двух мирах».
Ещё до публикации романа его отрывки были выложены в Интернете, что позволило критикам сделать первые выводы о романе, а читателям заинтересоваться им. Появление «Generation „П“» было долгожданным. В основном Пелевин начинал тиражирование своих произведений с журналов — прежде всего в журнале «Знамя». Однако Generation «П» пропустило публикацию в журналах и сразу же вышло книгой.
На своих конференциях и в интервью Пелевин говорил, что его не интересует критика, в романе «Generation П» он пишет руками главного героя: «Пора завязывать с литературоведением и думать о реальном клиенте». Между строк легко читается идея, что в литературе важны только читатель и автор.
Журнал «Эксперт» отмечает, что публикация «Generation П» стала самым культовым событием 1999 года и сейчас многие издания и критики называют роман культовым. В 2000 году роман получил премию «