Фрагмент для ознакомления
2
Дизонтогенез, по определению Швальбе (1927 г.), это отклонения внутриутробного формирования структур организма от их нормального развития. Далее термин получил более широкое значение. Им стали обозначать различные формы нарушений онтогенеза, включая и постнатальный, преимущественно ранний, период, ограниченный теми сроками развития, когда морфологические системы организма еще не достигли зрелости. На сегодняшний день термин дизонтогенез дифференцируется с термином аномалия развития.
В.В. Лебединский предлагает выделить следующие варианты психического дизонтогенеза:
1. недоразвитие;
2. задержанное развитие;
3. поврежденное развитие;
4. дефицитарное развитие;
5. искаженное развитие;
6. дисгармоническое развитие.
Данные варианты психического дизонтогенеза могут быть вызваны отставанием в развитии (недоразвитие, задержанное развитие), диспропорциональностью (асинхронией) развития (искаженное и дисгармоническое развитие) и поломкой, выпадением отдельных функций (дефицитарное и поврежденное развитие). При одном и том же заболевании могут сосуществовать различные варианты дизонтогенеза.
1) Общее психическое недоразвитие.
- Что является моделью этой формы дизонтогенеза.
Моделью этой формы дизонтогенеза является олигофрения.
- Какие варианты этиологии для нее описаны.
Для нее описаны 2 варианта этиологии: эндогенная (генетическая) и экзогенная. Генетический вариант наиболее распространен при умственной отсталости. Сюда входит патология хромосомного набора, врожденные нарушения обмена аминокислот, металлов, солей, жиров и углеводов вследствие врожденной неполноценности ферментных структур. Возникновение экзогенных форм олигофрении связано с поражением мозга инфекциями, травмами и асфиксией. Приобретенная в раннем детстве олигофрения связана с заболеванием менингитом, менингоэнцефалитом, возникшим как в результате нейроинфекции, так и тяжелых форм общесоматических инфекций: дизентерии, кори, скарлатины и т.д. Определенное место принадлежит черепно-мозговым травмам, реже — опухолям.
- Какие варианты олигофрении выделяют по степени тяжести (охарактеризуйте кратко каждую).
Степень тяжести умственного развития зависит от следующих критериев (Эскироль): идиотия, имбецильность и дебильность.
Наиболее тяжелая степень олигофрении – идиотия, при которой имеется грубое недоразвитие всех функций. Ее характерные признаки: отсутствие мышления, речь состоит из нечленораздельных звуков, элементарные эмоции связаны с физиологическими потребностями (насыщением пищей, ощущением тепла и т.д.), они проявляются в крике, агрессии, возбуждении; отсутствие навыков самообслуживания.
Меньшая степень олигофрении – имбецильность. Характерные признаки имбецильности: ограниченная способность к накоплению некоторого запаса сведений, возможность выделения простейших признаков предметов и ситуаций, бывают доступны понимание и произнесение элементарных фраз, есть простейшие навыки самообслуживания. В эмоциональной сфере помимо симпатических эмоций обнаруживаются зачатки самооценки, переживание обиды, насмешек. При имбецильности возможно обучение элементам чтения, письма, простого порядкового счета, в более легких случаях — овладение элементарными навыками физического труда.