Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность.
Образование, являясь одним из важнейших социальных институтов че-ловеческого общества, приковывает к себе внимание не только ученых-социологов, но и высшее политическое руководство государств. Прежде все-го, необходимо отметить громадный размер этой системы, включающей в се-бя учителей, учеников и их родителей. Сквозь систему профессионального образования (начального, среднего и высшего) проходит значительная часть населения всякой страны.
Система образования – это уникальный социальный институт. Его уни-кальность определяется тем, что он призван развивать и приумножать соци-альный капитал – неисчерпаемый ресурс, источник ничем не ограниченного развития. «Система образования – это система проектирования и воспроиз-водства социального будущего» . Овсянников А.А. Единый Государственный Экзамен: кто и как его сдал // Народонаселение. 2020. № 2. С. 46.По мнению крупного ученого и педагога, академика Н.Н. Моисеева, советская хорошо выполняла свои функ-ции: «…в России была создана лучшая в мире система образования. Причем не столько образования элиты, сколько образования нации в целом» . Моисеев Н.Н. Проблемы образования // Труды Н.Н. Моисеева по вопросам современного образования. М.: МНЭПУ, 2019. С. 134.
Целью данной работы является рассмотрение принципов обучения пси-хологии.
Задачи:
- описать современное обучение;
- рассмотреть основные принципы обучения психологии;
- изучить принцип безоценочности педагогического взаимодействия.
1 Характеристика современного обучения
Традиционная парадигма обучения базируется на том, что научные зна-ния объективны и универсальны, а учебный процесс в основной своей части ориентирован на познавательную деятельность репродуктивного характера.
Общество же ставит перед образованием задачу подготовки специали-ста, способного к творческой деятельности, стремящегося постоянно повы-шать уровень своего образования. Говоря об образовательной парадигме XXI века, мы должны отметить ее рефлексивный, исследовательский характер, обучающийся здесь – это субъект познавательной деятельности, а не объект для воздействия педагога.
В настоящее время важно не просто получать готовые знания, но сфор-мировать умение добывать новые знания, научиться учиться.
Образно говоря, отправляясь в путешествие, обучающийся не должен наполнять свой рюкзак лишь готовым знанием, а прихватить с собой и мыс-лительные орудия, которые позволят ему ориентироваться повсеместно при решении разнообразных задач.
В прошлом осталось понимание образования как необходимого подго-товительного этапа в жизни человека, времени для обретения устойчивой культурной платформы, после чего, собственно, и начиналась важнейшая часть жизни личности. Общепринятое представление об образовании, «со-гласно которому оно являет собой последовательное действие, в ходе которо-го передаются от одного поколения к другому определенные культурные ценности и духовные достижения, определенные знания, умения, компетент-ностные навыки», сегодня уже не столь актуально.
Субъект современного образования – это постоянно образовывающийся субъект. Современная реальность диктует другие условия бытия субъекта. Здесь нет иерархии ценностей, многое стало несущественным, например, ско-рости и расстояния, виртуальная реальность делает возможным движение в любую сторону событий. Современность чрезвычайно динамична, она не поз-воляет делать паузы и тем более остановки, практически лишает субъекта возможности созерцания, отделения себя от мира как субъекта от мира как такового.
Современный педагог закономерно ставит себе вопрос, чему учить и как учить, как удержаться под натиском информационных потоков и оставаться на гребне профессиональной волны . См. Зенкина С. В., Панкратова О. П. Использова-ние информационных образовательных технологий в условиях внедрения новых стандартов обще-го образования /// Информатика и образование. 2019. № 7 (256). С. 93
Сегодня в системе образования мы наблюдаем ситуацию, когда педагог вынужден перейти от адаптивной формы активности, которая ориентирована на настоящее, к форме активности креативного характера, ориентированной на то, что может произойти в будущем. Так каким же видится современный образовательный процесс? По-видимому, нам стоит обратиться к интерактив-ной модели обучения. Интерактивное обучение есть активное, постоянное взаимодействие между преподавателем и учащимся в процессе обучения, с использованием таких форм, которые нацеливают обучающихся на самораз-витие. Интерактивное обучение предполагает взаимную обратную связь меж-ду преподавателем и студентами, использование конкретных активных ситуа-ций, инициативу, навыков работы в команде.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Андреев В. И. Педагогическая этика. - Казань, 2017
2) Доклад В. М. Алллахвердова на VII саммите психологов о соотно-шении психологической теории и прак-тики//(https://www.youtube.com/watch?v=kJlV4RsGfPg (дата обращения 08.11.2021)
3) Зенкина С. В., Панкратова О. П. Использование информационных об-разовательных технологий в условиях внедрения новых стандартов общего образования /// Информатика и образование. 2019. № 7 (256). С. 93-100
4) Крылов А.А. Психология. – М.: ПРОСПЕКТ, 2018
5) Кукушин В. С. Введение в педагогическую деятельность. - М., 2018
6) Леонтьев А. А. Педагогика здравого смысла: избранные работы по философии образования и педагогической психологии. — М.: Смысл, 2020
7) Моисеев Н.Н. Проблемы образования // Труды Н.Н. Моисеева по во-просам современного образования. М.: МНЭПУ, 2019. С. 134-140
8) Овсянников А.А. Единый Государственный Экзамен: кто и как его сдал // Народонаселение. 2020. № 2. С. 46-50
9) Самыгин С. И. Психология и педагогика. — М.: Кнорус, 2020.
10) Уваровская О. В. Педагогика высшей школы. — Сыктывкар: Коми НЦ УрО РАН, 2018