Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Роман «Собор Парижской богоматери», принадлежащий перу великого французского писателя Виктора Гюго, вот уже более полутора веков с увлечением читается во всех концах земли. Яркие картины жизни далекого прошлого, захватывающая фабула, драматические судьбы героев, а главное, гуманизм, страстная защита человека от зла и несправедливости, приближающая книгу к нашим дням – все это позволяет шедевру Гюго не терять актуальности и сегодня.
Виктор Гюго был необычайно плодовитым писателем: его поэтические произведения, снискавшие ему имя первого поэта Франции, едва умещаются в двух десятках томов; его драматургия составила этап в развитии французского театра; романы пользовались необычайной популярностью; блестящая публицистика, речи и памфлеты сыграли видную роль в борьбе против политической реакции его времени. Свою музу, всю свою долгую жизнь Гюго посвятил общественному служению, воспеванию идеалов справедливого общества.[2]
О своем гуманистическом мировоззрении и эстетических принципах Гюго откровенно рассказывает в предисловии к драме «Кромвель», а художественное отражение эти мысли находят в романе «Собор Парижской богоматери». Это произведение, задуманное за десять лет до своего выхода в печать, несомненно, было зрелым и искренним выражением идей писателя, не сиюминутным, а выстраданным им в ходе длительных размышлений.
Актуальность исследования заключается в том, что гуманистические идеи Гюго и его общественные идеалы до сих пор не потеряли своего значения и во многом применимы к жизни современного общества.
Потому данное исследование ставит перед собой цель рассмотреть исторические предпосылки и своеобразие идейного содержания романа.
Согласно цели, можно сформулировать следующие задачи:
1. Рассмотреть исторические предпосылки создания романа.
2. Изучить особенности композиции и образной выразительности в произведении.
3. Оценить идейное содержание романа в контексте литературного творчества В. Гюго и его современников.
Методологической базой исследования стали работы Муравьевой Н.И., Евниной Е.М., Брахмана С. и других.
Исследование состоит из введения, двух параграфов, заключения, списка литературы.
1. Роман в историческом и литературном контексте эпохи
Виктор Гюго практически всю свою жизнь был поборником демократии, проповедником добра и справедливости, защитником обездоленных, обличителем угнетения и насилия; он создал художественные ценности, которые делают его творчество одной из вершин в духовном развитии человечества.
История Франции богата на социальные столкновения, борьба за свои права и общественный протест не являются для французов чем-то необычным. Потому на долю Гюго выпало увидеть за жизнь не один период социальных волнений.
Он родился в период, когда еще свежа была в памяти Великая французская революция, а капитализм лишь начинал укрепляться, и дожил до упадка буржуазного общества.
Гюго называл свое творчество «эхом своего времени», таким образом обозначив, что оно живо отзывается на исторические события бурного XIX века, рассказывая о его надеждах и недовольстве.[10, 403]
Написанию романа «Собор Парижской богоматери» предшествуют такие реальные исторические события, как поражение народа в борьбе за республику, первые рабочие восстания.
Хотя в пятнадцатилетнем возрасте Гюго вступает в литературу с классическими монархическими одами, он быстро отказывает от этих тенденций, навязанных влиянием матери. В дальнейший период Гюго стремительно мужал, освобождаясь от монархических иллюзий, и накануне революции 1830 года пришел к решительному протесту против режима Реставрации и к демократическим идеям.
Смена политических воззрений сопровождается и сменой творческой парадигмы. Гюго разочаровывается в искусстве классицизма, и обращается к романтической традиции, в которой и будет написан «Собор Парижской богоматери». Уже как прославленный поэт и теоретик нового искусства романтизма встретил он восторженным гимном «три славных дня июля», а в годы Июльской монархии в драматургии, стихах и прозе встал на защиту социально угнетенных.[2]
В эти годы происходит бурный расцвет всех исторических жанров. Появляется больше сотни исторических романов, одна за другой создаются исторические драмы, образы прошлого и размышления на исторические
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бараш Д. Э. Историческое прошлое? // Философский журнал. 2011. №1 (6). С.10-19
2. Брахман С. О романе «Собор Парижской богоматери» Виктора Гюго. Электронный ресурс, режим доступа: http://www.tverlib.ru/gugo/sobor.htm Дата обращения: 29.12.2017
3. Гуменюк Лидия Сергеевна Памятник и общество: история против архитектуры // Вестник СПбГУ. Серия 6. Политология. Международные отношения. 2012. №3. С.5-9
4. Гюго В. Собор Парижской Богоматери. М: Пальмира, 2017. с. 395
5. Евнина Е. М. Виктор Гюго. М., 1976. с. 216
6. История французской литературы. М., 1965. Т.2. с. 733
7. Каршибаева Улжан Давировна Категории пространства и времени в романах Виктора Гюго // Вестник ТГУ. 2012. №5. С.80-84
8. Левина Л. М., Казакова И. Б. Собор и роза (к вопросу о теме инициации в европейской романистике) // Культура и текст. 1999. №5. С.278-292
9. Муравьева Н. И. Виктор Гюго. Очерк творчества. М., 1961. с. 135
10. Моруа А. Олимпио, или жизнь Гюго. М., 2011. с. 640