Фрагмент для ознакомления
2
Виктор Владимирович Голявкин (1929-2001) – русский писатель, книжный график. Он ворвался в дитературу в начале 60-х годов, в годы «оттепели». В тот период приоритетными в детской литературе были интерес к личности ребенка, вера в ее самоценность. Этим принципам писатель не изменял на протяжении всего творческого пути. Одна за другой в свет выходили талантливые книги В. Голявкина, на их страницах оживали человечные, веселые и благородные персонажи. Было издано около 90 книг, многие из которых он оформил сам. Виктору Голявкину, одному из немногих в стране, был вручен международный почетный диплом премии им. Г.-Х. Андерсена как лучшему детскому писателю России.
Маленькие советские читатели 6-10 лет быстро узнали и полюбили своеобразные книжки-разговоры за краткость, живость повествования, юмор, озорство, безудержную авторскую фантазию. Неподдельное удивление, парадоксальность логики, чистота побуждений и лукавство - эти и другие особенности отличают детскую стихию. Старшеклассников также привлекала проза В. Голявкина благодаря ее ироничному стилю, доброжелательному юмору, поучительности без назидания.
И в наши дни актуальность изучения творчества писателя В.В. Голявкина в школе не подлежат сомнению. Оригинальные короткие рассказы, повести о детстве, о семейных ценностях, открытие мира через детское восприятие – вся проза этого художника легко и с удовольствием читается в наше время. Она заключает в себе лучшие традиции детской литературы.
Одним из произведений автора является рассказ «Вот что интересно!», входящий в цикл «Карусель в голове». «Вот что интересно!» — рассказ Виктора Голявкина, с которым стоит познакомить каждого дошкольника. Его герой - мальчик Гоша - никак не хотел учиться читать. Что предприняли взрослые члены семьи, чтобы привить Гоше интерес к чтению, совместно с ребятами можно узнать из небольшого рассказа. Он говорит о самостоятельности и важности обучения в жизни каждого человека.
Для того, чтобы определить проблематику, конфликт и художественную идею рассказа, сформулируем кратко его содержание.
Первоклассник Гога не умел читать, знал всего две буквы. Когда родители уехали в длительную командировку, мальчик остался с бабушкой. Гога с радостью помогал бабушке по хозяйству, но всегда увиливал от занятий чтением. Даже попытки учителя и одноклассников, пытавшихся научить читать нашего героя, окончились неудачей. Когда вернувшиеся из командировки родители Гоги узнали, что он не хочет учить буквы, мама мальчик придумала хитрость. Она начала читать книжку и остановилась на самом интересном месте, предложив Гоге читать продолжение самому. Сначала Гога, как и прежде, начал обращаться к другим с просьбой дочитать понравившуюся книжку. Но, поскольку все отказались, мальчику ничего не оставалось делать, как научиться читать самому. При этом Гоша не забывал помогать родителям с уборкой или сходить за хлебом.
Главные герои рассказа: Гога – первоклассник, мама, бабушка. Взаимодействие этих персонажей, а также второстепенных его героев – папы, учителя, одноклассников Гоги – формирует конфликт и развивает сюжет. Рассказ «Вот что интересно!» очень занимательный. Как же Гога притворялся и увиливал, чтобы ему читали. Какая же умная и сообразительная у него оказалась мама. Она не заставляла, не принуждала, не ругала, а с помощью небольшой хитрости показала, как можно привить ребенку любовь к чтению.
Наивный, простой и беспроблемный для взрослого рассказ крайне актуален для дошкольников, т.к. поддерживает их стремление учить буквы и читать самостоятельно, объясняет, что увиливать и хитрить – не хорошо. Главная мысль рассказа Голявкина «Вот что интересно!» заключается в том, что все надо делать самому, нельзя надеяться на других. Фабула рассказа прививает дошкольнику желание быть самостоятельным и грамотным человеком, чтобы можно было все делать без посторонней помощи; стремиться к познанию, много читать и многое уметь. А также доказывает, что чтение - это увлекательнейшее занятие.
Данный рассказ поучителен и для взрослых. Показательна позиция мамы главного героя рассказа: не идти на поводу у детей, но при этом не отгораживаться от детских проблем; найти их адекватное решение.
В работе с текстом с детьми дошкольного возраста полезен будет перессказ. Для пересказа рассказа "Вот что интересно" можно предложить следующий план:
1. Бабушка и внук
2. Хитрости Гоги
3. Притворство Гоги
4. Маша и Гриша
5. Домашнее совещание
6. Интересное место
7. Отчаяние Гоги
8. Общественность
Фрагмент для ознакомления
3
Источники
1. Голявкин В.В. Избранное: Рассказы. Повести: Для младшего школьного возраста. - Л., 1989.
2. Голявкин В.В. Калейдоскоп: Рассказы. - Л., 1989.
3. Голявкин В.В. Мой добрый папа: Повесть. - Л., 1988.
4. Голявкин В.В. Обыкновенные дела: Повесть. - Л., 1981.
5. Голявкин В.В. После зимы будет лето: Рассказы. - М., 1987.
6. Голявкин В.В. Привет вам, птицы!: Рассказы. - Л., 1968.
7. Голявкин В.В. Разрешите пройти: Рассказы. - СПб., 1992.
8. Голявкин В.В. Тетрадки под дождем: Рассказы. - М., 1982.
9. Голявкин В.В. Удивительные дети. - Л., 1979.
10. Голявкин В.В. Я жду вас всегда с интересом: Рассказы. - М., 1980.
Исследования
11. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература. - М., 2000.
12.Беседа с писателем // Детская литература. - 1991. - №6. - С. 25-26..
13. Воскобойников В. Он соединил две традиции // Детская литература. - 1999. - №5-6.
14. Голявкин В.В. Города и дети. - Л., 1967.
15.Горышин Г. Виктор Голявкин пишет рассказ // О литературе для детей. - Вып. 32. - Л., 1989.
16. Калмановский Е. О Викторе Голявкине / Голявкин В.В. Избранное. - Л., 1989.
17. Климов В. Клоунадная проза // Детская литература. - 1993. - №2.
18. Современный словарь-справочник по литературе / Под ред. С.И. Кормилова. - М., 2000.
19.Литература сама по себе может что-то значить// Детская литература. - 1991. - №6.
20. Трофимкин И. Виктор Голявкин - писатель и человек // О литературе для детей. - Вып. 23. - Л., 1979.
21. Ф. Шушковская Виктор Голявкин / О литературе для детей. - Л. - Вып. 4 - 1969. - С. 70-73