Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Система ценностей и ее формирование является наиболее важной и спорной проблемой современного общества и образования, особенно в новейший его период, когда Федеральный образовательный стандарт нового поколения во главу угла поставил формирование самостоятельной инициативной личности гражданина.
Основное противоречие заключается в том, что современный мир с развитой и неоднозначной по содержанию информационной средой не дает человеку твердых ценностных ориентаций, что приводит к формированию размытых представлений о ценностях.
Реальность стремительно меняется и нарушается процесс передачи ценностей от поколения к поколению, потому что ориентации старшего поколения уже неактуальны для современного мира или охватывают не все его явления.
Актуальность темы, таким образом, определяется необходимостью найти эффективные методы работы по формированию системы ценностных ориентаций в ситуации смены социальных ценностей и их нивелирования.
Объект исследования – система ценностей личности.
Предмет исследования – процесс формирования системы ценностей.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические подходы к пониманию феномена.
2. Выявить научные подходы к проблеме системы ценностей.
3. Осветить диагностический инструментарий по теме работы.
Исследование состоит из введения, основной части из трех параграфов, заключения, списка использованной литературы.
Теоретическое исследование феномена системы ценностей
Ценность – это идея, воспринимаемая личностью в виде субъективного образа или представления, которая является отражением культурно-исторических норм и личного опыта человека. Выступая индивидуальным и социальным ориентиром, она ассоциируется с типом «достойного» поведения, определяющим конкретный стиль жизни.
Ценность – как основа механизмов социальной регуляции поведения и
деятельности, связана с социально-психологическим климатом общества и теми феноменами, которые на данном этапе являются ключевыми для общества [1, 145].
Б.С. Братусь определяет личностные ценности как «осознанные и принятые человеком общие смыслы его жизни». Он проводит разделение личных ценностей как осознанных смыслов жизни и декларируемых, «навязываемых», внешних по отношению к человеку ценностей окружающей среды [5, 16].
По мнению Д.А. Леонтьева, личностные ценности являются одновременно и источниками, и носителями значимых для человека смыслов [4, 90].
Ценности личности, так же, как и ценности группы, скорее являются конкретизацией ценностей общества, причем вид этой конкретизации зависит как от позиции личности в социальной системе, так и от уровня ее развития. Присваивая ценности, человек наделяет их субъективным содержанием и индивидуальным значением.
Всю первую половину XX века в психологии господствовали психоаналитические представления о системе ценностей, согласно которым основные ценности человека формируются в раннем детстве и в последующем времени только проявляются, оставаясь в целом неизменными.
В дальнейшем психология изменила взгляд на ценностную сферу, оценив роль волевой сферы в формировании мотивов, а также обратившись к интересам личности, которые могут быть удовлетворены избранной деятельностью.
В настоящий момент мы можем отметить, что господствующим является подход, предлагающий рассматривать систему ценностей личности с позиции двух детерминант: персональные интересы личности и усвоенные из социальной среды ценности.
В западной педагогике значимой фигурой этого направления стал Абрахам Маслоу, который ввел в психолого-педагогическую практику концепции иерархизирования мотивов самоактуализации личности. С точки зрения теорий Маслоу, пиком системы ценностей являются феномены саморазвития и самоактуализации личности, ее интереса к миру, поисковой активности. Но все эти структуры работают только в случае удовлетворения потребностей более низкого спектра: биологических, ощущения сея в безопасности и др. [6, 42]
Система ценностей здесь рассматривается не как единая черта человеческой личности, а как целый комплекс разнообразных устремлений, зачастую конкурирующих или противоречащих (например, мотивации учения может противостоять стремление стать самостоятельнее, отделиться от родителей, работать и обеспечивать себя).
В структуре деятельности система ценностей является стартовой площадкой и движущей силой действия или отказа от действий. При этом следует учесть, что одно и то же действие может быть спровоцировано совершенно разными ценностными ориентациями: например, ребенок может учиться из искреннего интереса к предмету, или из страха перед наказанием, или из желания занимать лидерское положение в классе. Ведущая ценность (познание/избегание/социальное лидерство) здесь совершенно различна, но она реализуется в одних и тех же поступках.
Уровень развития ценностной сферы учащегося зависит от того, насколько сформированы потребности, мотивы, интересы, цели и другие ее компоненты. В формировании иерархических связей разных мотивов огромную роль играет произвольность личности, уровень развития ее волевой сферы: способность жертвовать одними интересами во благо другим и при этом выбирать значимые мотивы, а не те, которые продиктованы эмоциональными переживаниями или предпочтениями.
Определяя мотив деятельности, мы задаемся вопросом, какую ценностную потребность эта деятельность удовлетворит. Например, в обучении, если у учащегося существует потребность в получении хороших оценок и похвалы, то работу с ним необходимо строить иначе, чем с ребенком, который испытывает потребность в получении новых знаний.
Прийти к единому знаменателю, говоря о том, как формируется в современном мире система ценностей, здесь довольно сложно, поскольку современная социальная среда активно изменяется, общество идет по пути информатизации, доступ к информации становится неограниченных и в этих условиях неудивительно падение обесценивание многих актуальных ранее мотивов.
Научное исследование феномена системы ценностей
Ценности служат основой для формирования и сохранения в сознании людей установок, которые помогают человеку выразить свою точку зрения, занять определенную позицию, дать оценку. В таком случае ценности становятся частью сознания.
Наряду с этим, ценности выступают в преобразованном виде как мотивы деятельности и поведения, так как ориентация человека в мире и стремление к достижению определенных целей строго соотносятся с ценностями, вошедшими в личностную структуру.
Д.А. Леонтьев сформулировал «представление о трех формах существования ценностей, переходящих одна в другую:
1) общественных идеалах — выработанных общественным сознанием и присутствующих в нем обобщенных представлениях о совершенстве в различных сферах общественной жизни,
2) предметном воплощении этих идеалов в деяниях или произведениях конкретных людей и
3) мотивационных структурах личности («моделях должного»), побуждающих ее к предметному воплощению в своей деятельности общественных ценностных идеалов [10, 15].
Эти три формы существования переходят одна в другую. Упрощая, эти переходы можно представить себе следующим образом: общественные идеалы усваиваются личностью и в качестве «моделей должного» начинают побуждать ее к активности, в процессе которой происходит их предметное воплощение. Предметно же воплощенные ценности, в свою очередь, становятся основой для формулирования общественных идеалов и т.д.
Рассмотрим специфические черты феномена системы ценностей личности.