Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Помогающим профессиям не понаслышке знаком синдром «выгорания» в процессе профессиональной деятельности. Он имеет тенденцию к накоплению, приводит к нарушениям психофизиологии организма и коммуникативным барьерам с окружающими. Типичная картина «рабочей изношенности» наблюдается и у педагогических работников: учителей, социальных педагогов, психологов и др. Все они, оказывая профессиональную помощь, испытывают эмоциональное перенапряжение. Как правило, феномен «выгорания» проявляется как состояние физического и психического истощения, вызванного эмоциональным перенапряжением при работе с людьми. Проявления синдрома «выгорания» специалиста заметны окружающим, поэтому нередко его взаимодействие в рабочем пространстве нарушается. Необходимо отметить, что человеку, который в силу своей профессии должен помогать другим, как правило, трудно обратиться за помощью. Между тем, чтобы предотвратить профессиональное выгорание и сохранить способность полноценно работать, ему, в первую очередь, необходимо позаботиться о себе.
Эффективным, действенным методом решения данной проблемы является супервизия как практический метод повышения квалификации специалистов, позволяющий супервизируемым научиться понимать и анализировать свои профессиональные действия.
Целью данной работы является рассмотрение супервизии как инструмента практической подготовки специалистов.
1 Общая характеристика супервизии
Супервизия ‒ это сотрудничество двух или более профессионалов (более опытного и менее опытного или равных по опыту), в ходе которого один из них может рассказать о своей работе в условиях полной конфиденциальности.
В рамках супервизорских отношений создаются условия для креативного анализа возникающих проблем и нового понимания подходов к решению стоящих задач. При этом знания в области супервизии полезны во всех профессиях, где происходит контакт с людьми. Супервизия является важным инструментом, который помогает эффективно осуществлять руководство организацией, поддерживать и способствовать дальнейшему развитию ее сотрудников.
Контакт супервизора с супервизируемым предполагает исследование, анализ, содействие в собственном поиске супервизируемым путей решения проблемы. Супервизор может также оказать поддержку перед принятием важного решения, поддержать в сложной ситуации. Иными словами, супервизор ‒ партнер по беседе. Цель беседы супервизора с супервизируемым ‒ помочь человеку найти наилучшее решение проблемы и/или помочь ему найти новые углы рассмотрения проблемы и новые идеи. Супервизор принимает участие в решении проблемы, но не решает ее сам. При решении жизненных вопросов, имеющих решающее значение, особенно важно, чтобы супервизор помог супервизируемому найти в самом себе ответы на эти вопросы, а также предложения по решению проблемы. При этом он дает супервизируемому возможность самому увидеть, что правильно в данной ситуации, а также, что, крайне важно, ‒ предоставляет супервизируемому возможность сделать свои собственные выводы. Таким образом, супервизор должен помочь супервизируемому оказать помощь себе самому. Ведь изменения происходят лишь тогда, когда сам человек этого хочет.
Важной составляющей супервизии является обучение супервизируемого посредством консультирования по разным проблемам. Вот главные из них:
- Проблемы самопонимания и самовосприятия (собственные личностные особенности, способы поведения, реагирования и их влияние на профессиональную деятельность, отношение к себе как к специалисту).
- Теоретические знания и профессиональные действия (осознание того, какие теоретические, практические и личностные установки и особенности определяют позицию, почему используются или не используются те или иные теоретические и методические подходы), процесс самостоятельного развития теоретических знаний и практических приемов.
- Взаимоотношения с другими людьми (участниками группы).
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Бондаренко А. Ф. Психологическая помощь: теория и практика. - М., 2001. http://chuguevcpal.ptu.org.ua/wp-content/uploads/2014/12/Бондаренко-А.Ф.-Психологическая-помощь.1.pdf
2) Вачков И. В. Введение в профессию «психолог» / И. В. Вачков, И. Б. Гриншпун, Н. С. Пряжников. - М., 2007. https://bookap.info/genpsy/bachkov_vvedenie_v_professiyu_psiholog/
3) Вербицкий, А. А. Личностный и компетентностный подходы в образовании. Проблемы интеграции / А.А. Вербицкий, О.Г. Ларионова. - М.: Логос, 2016
4) Доклад В. М. Алллахвердова на VII саммите психологов о соотношении психологической теории и практики//(https://www.youtube.com/watch?v=kJlV4RsGfPg (дата обращения 22.11.2021)
5) Кочюнас Р. Психологическое консультирование. - М., 2020. https://klex.ru/es0
6) Кулаков С.А. Практикум по супервизии в консультировании и психотерапии. - СПб., 2006. https://klex.ru/c16
7) Степанова Л.Г. Супервизия, интервизия и Балинтовская группа, как способы повышения своего профессионального мастерства психологом https://mpap.by/article/superviziya-interviziya-i-balintovskaya-gruppa-kak-sposoby-povysheniya-svoego-professionalnogo-masterstva/
8) Степанова Л. Г. Теория и практика психологической помощи [Электронный ресурс] : пособие. - Мн., 2020. https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/243002/1/Stepanova.pdf
9) Ховкинс П., Шохет Р. Супервизия (индивидуальный, групповой и организационный подходы). – СПб., 2006. https://s.siteapi.org/d38d8ec5012994a.ru/docs/f2b78622b3f401b87380830280aafbdbb1b41af3.pdf