Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Вопросы активности и саморегуляции, являются одними из аспектов традиционной для психологии проблемы личностного становления индивида. Индивидуальная система саморегуляции реализует интегральную активную роль индивида, связывая динамические и содержательные, осознанные и бессознательные структуры личностной сферы субъекта.
В психологической науке тема саморегуляции находится на одном из первых планов – был представлен системный подход, в рамках которого, саморегуляция рассматривается как процесс, детерминированный на многих уровнях . Исследование регулятивных процессов, остаётся одной из наименее решенных проблем, ведь до сих пор, предмет исследования и, непосредственно, термин «саморегуляция» не имеют однозначного, универсального определения. В.Н.Николаева под саморегуляцией понимает системный процесс, который обеспечивает адекватную условиям изменчивость и пластичность в жизнедеятельности субъекта на любом ее уровне (уровень психической саморегуляции, способствующий поддержанию оптимальной психической активности необходимой для деятельности; рационально-технический уровень/уровень регуляции деятельности, который обеспечивает организацию и коррекцию действий объекта и личностно- мотивационный уровень регуляции, осознание мотивов собственной деятельности и управление мотивационно-потребностной сферы, дает возможность быть хозяином и творцом своей жизни).В данном определении особенно очевидна взаимосвязь процессов саморегуляции и активности.
Специалистов различного профиля всё в большей степени привлекает проблематика, которая связана с ресурсами человека как активного субъекта деятельности, субъекта общения и познания. Зародившись в рамках естественнонаучного знания – биологии, где достаточно давно предпринимались попытки изучения процесса взаимодействия организма и окружающей среды, постепенно, проблема саморегуляции расширилась до области гуманитарных и социальных наук, обогатившись при этом их идеями и приобрела новую наполненность и значение.
Сегодня, вопросы саморегуляции, являются весьма актуальными в контексте тех интенсивных изменений, которые происходят в современном мировом, и, в частности, в российском обществе. Дело в том, что нестабильности и даже непредсказуемость социальных процессов, происходящих в эпоху глобализации и ускорения времени и пространства с помощью цифровых технологий, предъявляет повышенные требования к личности. Индивид сегодня вынужден учитывать внешние, обусловлены социумом требования в изменении, но сохранять при этом базовые собственные внутренние установки, убеждения и оставаться относительно устойчивым. Поэтому, достаточно обоснованным можно считать утверждение, о том, что разработка проблемы саморегуляции активной личности становится одной из насущных и ключевых задач психологической науки.
Конечной целью саморегуляции здесь рассматривается уже не просто равновесие и контроль, но, самоактуализация и самореализация личности в конкретной реальной социальной среде (К.А.Абульханова-Славская, Г.А.Балл, Б.Д.Парыгин, А.А.Реан, А.А. Началджян). Такая трансформация наполненности понятия саморегуляции связана с общим смещением акцентов с биологического и физиологического адаптации к вопросам психической и социальной, что и обуславливает актуальность и выбор темы данного исследования: «Анализ методов исследования активности и саморегуляции как компонентов общих способностей (Исследование саморегуляции на модели интеллектуальной установки)»
Объект исследования: саморегуляция.
Предмет исследования: методы исследования активности и саморегуляции как компонентов общих способностей.
Цель исследования: изучение саморегуляции на модели интеллектуальной установки как пример анализа исследования активности и саморегуляции как компонентов общих способностей.
Задачи исследования:
Изучение саморегуляции и активности в системе общих способностей;
- анализ модели интеллектуальной установки в психологической науке;
- описание методологии исследования саморегуляции на модели интеллектуальной установки;
- анализ результатов исследования саморегуляции на модели интеллектуальной установки.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованных источников, приложений.
Глава 1. Теоретические аспекты анализа методов исследования активности и саморегуляции как компонентов общих способностей
1.1.Саморегуляция и активность в системе общих способностей
В общем смысле, под регуляцией можно рассматривать «приспособительное изменение параметров функционирования системы в зависимости от изменения значимых параметров окружающей среды» . О саморегуляции идет речь тогда, когда источник управляющего воздействия находится внутри системы, т.к. система реагирует сама на отклонение от заданных параметров.
В отечественной науке процессы активности, самооценка и самоконтроль, находятся в тесной взаимосвязи в научном исследовании с изучением саморегуляции – внутреннего процесса самоконтроля. Развитие идей регуляции и саморегуляции в отечественной и зарубежной психологической школе развивались параллельно. Одними из первых в контексте исследования системной регуляции активности на основе обратной связи, были работы в области физиологической психологии И.М. Сеченова и И.П. Павлова, нашедшие отражение в теории функциональных систем Н.А. Берштейна и П.К. Анохина. Проблема саморегуляции рассматривалась в разных науках. О саморегуляции речь идет тогда, когда источник управляющего воздействия находится внутри системы и система сама реагирует на отклонения от заданных параметров. В западной психологии появление понятия «саморегуляция» связано с развитием кибернетики в 1950-1960-х гг. (N. Wiener) и общей теории систем (L.von Bertalanffy) .
В.В. Николаева рассматривает трехуровневую модель саморегуляции (Приложение 1), которая позволяет рассматривать взаимодействие отдельных уровней между собой.
По горизонтали каждый уровень можно условно разделить на осознаваемые и неосознаваемые процессы. На сегодняшний день исследователи не пришли к единому мнению о соотношении произвольной и непроизвольной регуляции, и эта тема является предметом дискуссий.
Автор выделяет три основных уровня саморегуляции:
1) Уровень психической саморегуляции.
2) Операционально-технический уровень саморегуляции.
3) Личностно-мотивационный уровень саморегуляции.
Рассмотрим каждый из них.
1. Уровень психической саморегуляции.
Психическая саморегуляция, в широком смысле рассматривается как соответствующая регуляторным процессам, описываемым в нейропсихологии как функции первого блока мозга – блока регуляции тонуса, сна и бодрствования. Известно, что только в оптимальных условиях бодрствования, индивид способен принимать и перерабатывать информацию, вызывая в памяти нужные избирательные системы связей, программировать свою деятельность и реализовывать контроль своих психических процессов, корректируя ошибки и сохраняя направленность своей деятельности . Источниками активности являются обменные процессы организма, поступление информации из внешнего мира, а также цели и программы действий, возникающие в процессе деятельности субъекта.
Большинство исследователей, пытаясь выделить психологический аспект данной проблемы, говорят о психической саморегуляции как о целенаправленном процессе изменения отдельных психофизиологических функций и всего нервно-психического состояния человека, подчеркивая при этом активный характер регулятивной деятельности. В этом контексте можно говорить об активном воздействии на процесс дыхания (в обычных условиях регулируемый на уровне подкорковых структур и не представленный в сознании), если, выполняя дыхательные упражнения, человек сознательно заставляет себя дышать определенным образом. Таким образом, функцией первого уровня саморегуляции представляется поддержание оптимального для стоящей перед субъектом задачи уровня активации, т.е. уровня нервного и соматического функционирования, необходимого для реализации того или иного поведенческого акта.
2. Операционально-технический уровень саморегуляции обеспечивает сознательную организацию и коррекцию действий субъекта.
Наиболее известными теориями, описывающими данный уровень саморегуляции, является теория С.Carver и М.Scheier на Западе и концепция О.А. Конопкина в нашей стране.
F.Kanfer and P.Karoly вводят модель саморегуляции, применимую к детям, которая включает ряд компонентов: самоконтроль, постановку целей, самооценку и самовознаграждение . В основе концепции О.А. Конопкина лежит представление о человеке как о действительном субъекте своей произвольной активности.
3)Личностно-мотивационный уровень саморегуляции обеспечивает осознание мотивов собственной деятельности, управление мотивационно-потребностной сферой и является процессом, опосредованным социальными нормами и ценностями, а также системой внутренних требований, превращающих человека в активного субъекта жизнедеятельности.
M. Raffaelli и др. провели лонгитюдное исследование развития саморегуляции в онтогенезе на основе родительских отчетов о регуляции эмоций, поведения и внимания у детей в возрасте 4-5 лет, 8-9 лет и 12-13 лет. По их данным, уровень саморегуляции существенно различался между первым и вторым этапом (4-5 и 8-9 лет), однако незначительно увеличивался между вторым и третьим (8-9 и 12-13 лет). Девочки показали более высокий уровень саморегуляции, чем мальчики, на всех трех этапах. Авторы полагают, что все три фактора (регуляции эмоций, поведения и внимания) тесно связаны между собой и предлагают рассматривать однофакторную модель вместо трехфакторной.
В некоторых работах, объектом изучения, становятся отдельные компоненты саморегуляции (А.Б. Леонова, О.А. Конопкин и др.). У А.Б.Леоновой рассматривается проблема саморегуляции функциональных состояний, при одновременном анализе методов активного воздействия на состояние индивида с помощью внутренних ресурсов .
О.А. Конопкин изучает саморегуляцию в контексте субъектно-деятельностного подхода. Автор рассматривает ее, в качестве процесса, который организовывает внутреннюю психическую активность личности, направленную на инициацию, поддержание и управление различными векторами произвольной активности. Именно это обеспечивает достижение индивидуальных целей .
В.И. Моросанова рассматривает саморегуляцию как функциональное явление. Согласно автору, присутствуют индивидуальные особенности и стили саморегуляции. С.Л. Белых или И.А. Гришанова подчеркивают, что саморегуляция – есть функция интеллекта .
Н.Я. Семаго и М.М. Семаго предлагают модель анализа психического возрастного развития, с опорой на определённые авторами единицы психического анализа, которые могут быть проанализированы в качестве механизмов психического развития самоконтроля (базовые составляющие психического развития). Такими структурами являются, согласно авторам:
- произвольная регуляция психической активности;
- пространственно-временные репрезентации (в форме пространственных представлений);
- аффективная организация.
Указанные элементы составляют модель/ каркас соответствующих им регулятивной, когнитивной и аффективно-эмоциональной сфер. Каждая из них определённым образом сформирована на каждом возрастном этапе и в контексте социально-психологических норм. Данная модель раскрывается на трех вертикальных уровнях (Приложение 2):
1) каузальный / уровень причин;
2) уровень базовых составляющих развития / механизмов развития;
3) феноменологический уровень.
В свою очередь, на каждом уровне, в горизонтальной плоскости отражена организованная, взаимосвязанная структура. Например, на каузальном уровне отражены следующие компоненты – нейробиологическая (соматическая) составляющая, социальные условия развития, пространственно-функциональная организация мозговых структур.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Зимина Е.С. Психологические условия формирования личностной саморегуляции младших школьников: дис. …канд. психол. наук / Е.С.Зимина – Армавир, 2007. – 171 с.
2. Конопкин О.А. Общая способность к саморегуляции как фактор субъектного развития / О.А.Конопкин // Вопросы психологии. – 2004. – №2. – С. 128-135.
3. Конопкин О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (Структурно-функциональный аспект) / О.А.Конопкин // Вопросы психологии. – 1995. – № 1. – С. 5-12.
4. Конопкин О.А. Инженерная психология и проблема надежности машиниста / О.А.Конопкин, Л.С.Нерсесян – М.: Транспорт, 1976.– 238 с.
5. Леонова А.Б. Психопрофилактика стрессов / А.Б.Леонова, А.С.Кузнецова. – М.: Изд-во МГУ, 1993. – 128 с.
6. Леонова А. Б. Профессиональный стресс в условиях организационных изменений / А.Б.Леонова, И.А.Мотовилина // Психол. журн. – 2006. – № 2. – С. 79 - 92.
7. Леонтьев, Д.А. Личностный потенциал как потенциал саморегуляции / Д.А.Леонтьев // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М.В.Ломоносова. – Выпуск 2. – С. 85-105
8. Лубовский В.И.Специальная психология / В. И.Лубовский, Т.В. Розанова, Л. И.Солн¬цева и др.; Под ред. В.И.Лубовского. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 464 с.
9. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии / А.Р.Лурия. – М.: Академия, 2002. – 384 с.
10. Мамонова Е.Б. Особенности личностной саморегуляции в младшем школьном возрасте: дис. …канд. психол. наук / Е.Б.Мамонова. – Н.Новгород, 2004. – 201 с.
11. Метиева Л.А. Формирование саморегуляции в процессе учебной деятельности у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью: дис. …канд. психол. наук / Л.А.Метиева. – Н.Новгород, 2003. – 249 с.
12. Микадзе Ю.В. Нейропсихологический аспект понятия «регуляция психической деятельности» / Ю.В.Микадзе // Сборник«Медицинская (клиническая) психология: традиции и перспективы»/ Под общей ред. Н.В.Зверевой, И.Ф.Рощиной. – М.: Изд-во МГППУ, 2013 – С. 181-188.
13. Николаева, В.В. О психологической природе алекситимии / В.В.Николаева // Телесность человека: междисциплинарные исследования. / Под редакцией А.Ш.Тхостова. – М.: Изд-во МГУ, 1991.– С. 80-89.
14. Семаго Н.Я. Психологические особенности проблемных детей (Лекция 1 – 4) / Н.Я.Семаго, М.М.Семаго. – М.:Педагогический университет «Первое сентября», 2008 г. – 60 с.
15. Семаго Н.Я. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога/ Н.Я.Семаго, М.М.Семаго. – М.: АРКТИ, 2000. – 208 с.
16. Эльконин Д.Б. Детская психология (Развитие ребенка от рождения до 7 лет) / Д.Б.Эльконин – М.: Учпедгиз, 1960. – 286 с.
17. Шрейбер Т.В. Способность к саморегуляции в структуре индивидуальности старшеклассников / Т.В.Шрейбер // Материалы II Всероссийской научной конференции «Психология индивидуальности» / М.: Изд. дом ГУ ВШЭ. – С. 171-172.
18. Шапкин С. А. Деятельность в особых условиях: Компонентный анализ структуры и стратегий адаптации / С. А. Шапкин, А.Г.Дикая//Психол. журнал.- 1996.-Т. 17.-№ 1.- с. 19-35.
19. Carver C. A control-system approach to behavioral self-regulation / C.Carver, M.Scheier // Review of personality and social psychology / Beverly Hills: Sage, 1981. – P.107-140.
20. Carver C. On the self-regulation of behavior / C.Carver, M.Scheier. – N. Y.: Cambridge University Press, 1998. – 460 p.
21. Kanfer, F. Self-control: a behavioristic excursion into the lion’s den / F.Kanfer, P.Karoly // Behavioral Therapy. – 1972. – P.398-416
22. Morris, W. Toward the self-regulation of mood: Theory and research / W.Morris, N.Reilly // Motivation and Emotion. – 1987. – Vol.11(3). – P. 215-249.
23. Raffaelli M. Developmental stability and change in self-regulation from childhood to adolescence. [Text] / M.Raffaelli, L.Crockett, Y.-L.Shen // The Journal of Genetic Psychology. – 2005. – Vol. 166 (1). – P.54-76.