Фрагмент для ознакомления
2
Пространственное устройство муниципальной власти в целях обеспечения ее эффективного функционирования в рамках, обособленных четко установленными границами территорий принято именовать территориальной организацией местного самоуправления .
В последние несколько лет муниципальное законодательство в России активно реформируется, вносятся изменения, в том числе, и в территориальную организацию, в частности, появляются новые типы муниципальных образований (внутригородской район, городской округ с внутригородским делением, муниципальный округ), ужесточаются требования для получения статуса определенных видов муниципальных образований (например, городского округа) дабы систематизировать процессы преобразования и т.д., что, несомненно, актуализирует тему исследования.
Кроме того, 2020 год принес с собой буквально революционные изменения в организации местного самоуправления в целом, благодаря внесению поправок в Конституцию РФ (органы местного самоуправления теряют самостоятельность и независимость и становятся составной частью общей вертикали государственной власти в стране).
Территориальные основы местного самоуправления – это институт муниципального права, включающий в себя систему муниципально-правовых норм, регулирующих территориальную организацию местного самоуправления. О.Е. Кутафин и В.И. Фадеев отмечают, что территориальные основы местного самоуправления представляют собой совокупность муниципально-правовых норм, закрепляющих и регулирующих территориальную организацию местного самоуправления: формирование и состав территории муниципального образования, границы территории муниципального образования, порядок их установления и изменения.
И. Е. Ильичев представляет территориальную основу местного самоуправления как элемент основы местного самоуправления, сравнивая его с «камнем в фундаменте» данного понятия .
В этом вопросе авторы сходятся во мнении, хотя касаемо определения территориальных основ у каждого из них свое понимание. Например, Н. В. Постовой, определяет данные основы как «совокупность отношений, возникающих на законных основаниях и связанных с территориальной организацией» .
Законодательного определения понятия муниципального образования не существует. Его характеристика складывается из мнений различных юристов, и на данный момент определяется как территориальная единица, имеющая свой бюджет и органы управления для осуществления местного самоуправления. Э. А. Макарьян , исследуя сущность территориальных основ местного самоуправления, выделяет три типа их организации:
1. Первый тип состоит из городских и сельских поселений, которые функционируют для обеспечения жизнедеятельности данных поселений. Сельские поселения состоят из нескольких сельских поселков. А городские поселения представляют собой небольшие города. М. М. Курячая и Е. И. Воробьева в качестве особенности данного типа отмечают, что в этих муниципалитетах местная автономия осуществляется населением или выборными органами местного самоуправления .
2. Второй тип включает в себе муниципальные районы, объединившие в себе территории нескольких поселений. От городских и сельских поселений данный тип образования отличается большей территорией, и возможностью самостоятельно принимать уставы. Явным примером являются муниципальные округа, которые включают в себя несколько сельских, а также городских поселений и межпоселковых территорий, объединенных общей территорией.
3. Третий тип – городские районы. В отличие от иных муниципальных образований данный тип имеет характерный признак – он формируется и развивается уже на базе республиканских, региональных и краевых значений .
Таким образом, в качестве вывода можно определить, что территориальная организация местного самоуправления формируется из структур, состоящих из двух уровней: первый – поселения; второй – муниципальные районы.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст] : [принята 12.12.1993 г., в ред. от 01.07.2020 г.] // Рос. газ. – 1993. – 25 дек. ; 2020. – 1 июля.
2. Российская Федерация. Законы. О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Текст]: федеральный закон от 01.05.2019 № 87-ФЗ // Российская газета. № 98. 08.05.2019.
3. Российская Федерация. Законы. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Текст]: федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 06.10.2003. — № 40.
4. Российская Федерация. Законы. О землеустройстве [Текст]: федеральный закон от 18.06.2001 № 78-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 25.06.2001. — № 26.
5. Российская Федерация. Законы. О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [Текст]: федеральный закон от 27.05.2014 № 136-ФЗ (ред. от 03.02.2015) // Российская газета. № 121. 30.05.2014.
6. Российская Федерация. Законы. О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти [Текст]: закон Российской Федерации о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 г. № 1-ФКЗ // Российская газета. – № 55. – 16.03.2020.
7. Российская Федерация. Законы. Об утверждении Основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации [Текст]: указ Президента РФ от 15.10.1999 № 1370 // Российская газета. № 208. 21.10.1999.
8. Российская Федерация. Законы. Об утверждении порядка описания местоположения границ объектов землеустройства» (ред. от 06.04.2018) [Текст]: приказ Минэкономразвития России от 03.06.2011 № 267 // Российская газета. — № 159. — 2011.
9. Российская Федерация. Законы. Европейская хартия местного самоуправления (Принята в Страсбурге 15 октября 1985 г.). Ратифицирована 11 апреля 1998 г. Вступила в силу в России 01 сентября 1998 г. // Бюллетень международных договоров. 1998. № 11.
Специальная литература
10. Анциферова Е. В. Актуальные проблемы территориальной организации местного самоуправления в РФ и пути их решения / Е. В. Анциферова. Молодой ученый. — 2021. — № 18 (360). — С. 385-387.
11. Астафичев П. А. Территориальные основы местного самоуправления как объект правового регулирования / П. А. Астафичев // Конституционное и муниципальное право. — 2020. — № 4. – С. 18-20.
12. Бондарь Н. С. Муниципальное право в Российской Федерации: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Юрайт, 2020. – 254с.
13. Ильичев И. Е. О территориальной основе местного самоуправления // Вестник Белгородского юридического института МВД России. 2020. – № 2. – С. 24-31.
14. Курячая М.М., Воробьева Е.И. Совет как форма участия населения в управлении делами государства [Текст] // Теория и практика современной юридической науки: Сб. науч. тр. Самара, 2020. – С. 48-51.
15. Кутафин О.Е. Муниципальное право Российской Федерации: Учеб. для вузов [Текст] / О. Е. Кутафин, В.И. Фадеев. – М.: ТК Велби, Проспект, 2021. – 254с.
16. Сафаров, Р. Р. Понятие территориальной организации местного самоуправления [Текст] / Р. Р. Сафаров // Молодой ученый. — 2021. — № 34 (376). — С. 150-153
17. Шугрина Е. С. Соотношение понятий муниципальное образование», «административно-территориальная единица», «населенный пункт» [Текст] / Е. С. Шугрина // Городское управление. — 2020. — № 1. С. 124-128.
18. Гомола, А. И. Правовые основы государственного и муниципального управления [Текст] / А.И. Гомола, И.А. Гомола, Е.В. Борисова. - М.: Академия, 2020. – 369с.
Практические материалы
18. По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 26 ноября 1996 года "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" в связи с запросом Тульского областного суда" [Текст]: постановление Конституционного Суда РФ от 03.11.1997 N 15-П // Российская газета. 1997.