Фрагмент для ознакомления
2
Аналитическое задание №2 по теме
«Психолого-педагогическая работа учителя с одаренными школьниками»
Задание: выберите из хрестоматии Ю.Б. Гиппенрейтер «Родителям: как быть ребенком» один из рассказов – воспоминаний известных людей – и проанализируйте его по следующему плану. Для выполнения задания воспользуйтесь материалами к заданию. В таблице 3 вам требуется самим определить, какие признаки являются мотивационными, какие инструментальными признаками одаренности
Л.К. Чуковская. «Коля мечтает»
В Куоккале он не только охотно играл с нами каждый свой свободный час, но и старательно оберегал от посторонних и даже собственных вторжений наши самостоятельные утехи и выдумки — в особенности те, в которых чувствовал ростки одухотворенности, творчества. Коля любил мечтать. И притом в одиночестве.
— Уходи отсюда, — говорил мне Коля. — Разве ты не видишь, я мечтаю.
Нет, это совсем не означало, что он сидел на камне, подперев щеки руками, и мечтательно глядел на облака. «Мечтать» на его языке означало прыгать с камня на камень вдоль берега у самой воды и то прятаться от невидимых врагов, таившихся в засаде, то самому устраивать засаду на них, то кидаться в гущу преследователей, разя их направо и налево. Он без устали перепрыгивал с камня на камень и, размахивая палкой, которая была по мере надобности и ружьем, и бумерангом, и пикой, и шашкой, быстро негромко и непрерывно выкрикивал:
— И вот они вылетели из густых зарослей. Бах, бах, раздались выстрелы, но ни одна пуля не коснулась его головы! Зато от его пуль не поздоровилось нападавшим! Трах-тах-тах! — неслось из-за скалы, где он залег, прижимая ружье к виску. Убитые падали градом. Лошади поднимались на дыбы и, сбрасывая всадников с седел, в бешеном испуге мчались обратно в прерии.
(«Уходите, — кричал он, заметив меня или Бобу, — разве вы не видите, я тут мечтаю!»)
Десятки тел оставались лежать на земле. Он встал во весь рост и оглядел пустыню. Он знал, что, собравшись с силами, они вернутся. В его распоряжении не более трех минут. Помощи ждать неоткуда. Необходимо укрепить позицию.
И Коля, отбросив палку, начинал, судорожно ползая по песку, стаскивать в одно место песок и камни. Смотреть на него было завидно. Мне тоже хотелось прыгать по камням и прикладывать палку к виску — бах! бах! А он не берет в игру. Ну и не брал бы, пусть, я буду играть сама, но он с берега гонит. Несправедливо! И я бежала домой жаловаться. Но жалоба моя не имела успеха. Наш капитан, предводитель и верховный судья, вчера еще так беспощадно накричавший на Колю за карты, сегодня не хотел ему мешать. Он охранял его беготню по камням. Тут деятельно работали воображение, свежий ветер, литературная память. Это была Ее Величество Игра. Объяснять это все мне в ту пору он, разумеется, не мог, но и обижать ему меня не хотелось.
— Вот что, Лидочек, — говорил он извиняющимся, вкрадчивым голосом. — Давно я тебе ничего не рисовал. Вот, гляди — я буду рисовать, а ты угадывай.
Пером или черным карандашом он рисовал карикатуры — очень меткие. Сразу можно было угадать кто — кто. Впереди носатый булочник в картузе, с черным кругом и плетеной корзиной на голове, — тот самый, что приносит нам по воскресеньям выборгские крендели. Кажется, будто слышишь скрип его корзины. А вот это — репинский дворник, он же кучер. Тот, который позволяет мне заплетать косичками гриву лошади Любы. А вот и сама Люба. Ее старая добрая морда...
План анализа
1. Выделите признаки одаренности у ребенка (инструментальной и мотивационной) (приведите примеры)
2. Выделите качества личности одаренного ребенка (приведите примеры)
3. Опишите особенности взаимоотношений одаренного ребенка со сверстниками и взрослыми (приведите примеры)
4. Определите к гармоничному или дисгармоничному типу развития личности относится этот ребенок
5. Опишите роль родителей и учителей в развитии способностей ребенка (приведите примеры)
6. Сделайте выводы, в которых сформулируйте задачи и направления развивающей работы с одаренным ребенком
Кейс-задания по теме
«Психолого-педагогическая помощь школьникам с дезадаптивным поведением»
Фрагмент для ознакомления
3
Основная
1. Кривцова С. В. Учитель и проблемы дисциплины / С. В. Кривцова. - 4-е изд., перераб. - М. : Генезис, 2004. – 270 с. – (Психолог в школе).
https://yadi.sk/i/w4Vj_6o_48kqAA
Дополнительная
1. Глассер У.Школы без неудачников. – М.: Прогресс, 1991
2. Прихожан А.М.Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. – СПб.: Питер, 2009
3. Роджерс К. Фрейберг Дж. Свобода учиться / Карл Роджерс, Джером Фрейберг; Науч. ред. А.Б. Орлов; [Пер. с англ. Орлова С.С. и др.]. – М. : Смысл, 2002. - 527, [1] c. : табл.; 21 см.; ISBN 5-89357-099-5