Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Специальные исследования показали разнообразие проявлений речевых патологий. В одних случаях отмечаются только отклонения в развитии звуковой стороны речи, в других - у детей нарушается формирование всех компонентов речевой системы.
Алалия в логопедии понимается как общее недоразвитие речи и имеет различный механизм. При общем недоразвитии речи искажается процесс речевого онтогенеза, причем структура дефекта неоднородна. Степени недоразвития речи бывают разные: от полного ее отсутствия до не резко выраженного недоразвития.
Данному вопросу посвящены многие исследования в историческом прошлом. Так, в 1888 году развёрнутую коррективу “идиопатической алалии” представил Р.Коэн. Он высказал суждение об её этиологии, характере повреждения речевого аппарата, механизме, симптоматике, дифференциальной диагностике и методах воспитания речи у этих детей.
Значительный вклад в изучение алалии внесли Г. Гутман, А. Либманн, М.В.Богданов- Березовский, Р. А. Белова - Давид, Э. Фретельс, а в более позднее время М. Е. Хватцев, В.К. Орфинская, Р. Е. Левина, Е. Р. Соботович, В. И. Ковтиков, В. К. Воробьёва, Л. С. Волкова и другие исследователи.
В работе разных авторов выявлены особенности речевого развития и структуры дефекта при алалии на основе применения различных критериев: физиологических, клинических, психологических, лингвистических и других. Описаны различные формы алалий, разработана методика логопедического воздействия при разных формах недоразвития речи.
Цель работы - определить основные фонетические нарушения при моторной алалии.
Задачи:
- раскрыть понятие алалии
-изучить фонетические нарушения при моторной алалии
1. Алалия и причины ее возникновения
Алалия - отсутствие или недоразвитие речи вследствии органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.
Термин "алалия" в переводе с греческого обозначает отсутствие речи. В литературе, посвященной нарушениям речи, он встречается с давних пор.
Большая часть врачей прежних веков соединяла все формы потери речи под именем под именем алалии, но постепенно эти формы стали разграничивать. Одним из первых различие между этими формами вводит И. Франк. Он, рассматривает алалию как немоту вследствие полной невозможности артикулирования и определил ее как степени дислалии, под которой он подразумевал нарушение произношения, обусловленное артикуляционными трудностями.
В 1830 г.Р. Шультесс выделяет алалию в отдельное речевое нарушение, но также рассматривает его в связи с артикуляционными расстройствами.
В 60-е годы ХХ века в медицине широкое распространение получил термин "афазия". Под ним -подразумевались случаи утраты речи. Некоторые зарубежные авторы объединяют понятия "афазия" и "алалия" под общим термином "детская афазия", тем самым подчеркивая специфику недоразвития речи у детей в отличии от утраты речи взрослых.
Только к 30-м годам прошлого столетия понятия "алалия" и "афазия" окончательно разграничиваются: алалия - недоразвитие речи, а афазия - ее утрата, распад. В дальнейшем это разграничение утвердилось, и признается подавляющим большинством исследователей.
В изучении алалии большой вклад внесли Г. Гуцман (1894), А. Либман (1900), М.В. Богданов - Березовский, а в более позднее время М.Е. Хватецев, Н.Н. Трауготт, В.В. Орфинская, Р.Е. Левина, Е.Ф. Соботович, В.А. Ковшиков и другие исследователи.
Фрагмент для ознакомления
3
1. АхметзяновА А.И. Патология речи: Учебное пособие / Под ред. А.И. Ахметзяновой. - Казань: КФУ, 2018. - 167 с.
2. Александрова К.В. Логопедическая работа по развитию связной речи у старших дошкольников с моторной алалией / К.В. Александрова, Е.А. Цивильская // Грани науки 2015. - Казань: КФУ, 2014. - С .75-76.
3.Антипова Ж. Что? Где? Когда? О работе по формированию словарного запаса у детей с ОНР / Ж. Антипова // Дошкольное воспитание. – 2016.- № 9. С. 36-38.
4.Ануфриев А.Ф. Как преодолеть трудности в общении детей / А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина. - М.: Сфера, 2019. - 224 с.
5.Артемова Е.Э. Разработка дифференциальных условий обучения и воспитания детей с алалией / Е.Э. Артемова, И.В. Малахова // Психология и образование. - 2015. - № 2. - С. 5-15.