Фрагмент для ознакомления
2
Основная часть
Задания для самостоятельной работы по теме 1.1
См. презентацию в приложении
Задания для самостоятельной работы по теме 1.2
Вашему вниманию в разделе «Проблемно-аналитический материал» предлагаются два текста: отрывок из работы В. П. Вахтерова «Основы новой педагогики» и извлечения из статьи Э. Д. Днепрова «Школа и общество».
1.1. На основе сравнительного анализа текстов и своего представления о проблемах современного образования и педагогической науки:
выделите ключевые идеи (позиции), объединяющие авторов в их оценках состояния и развития образовательной практики и педагогической теории; постройте таблицу, каждый раздел которой должен включать ключевую идею и суждения авторов;
сформулируйте приоритетные задачи образовательной политики и педагогической науки, укажите, что в рамках решения этих задач должно стать объектом и предметом исследований конкретных научных дисциплин и отраслей педагогики (например: дидактики, сравнительной педагогики, профессиональной педагогики, этнопедагогики и др.), а также других наук, изучающих проблемы человека, общества, научного познания.
Решение:
Ключевые идеи (позиции), объединяющие авторов в их оценках состояния и развития образовательной практики и педагогической теории
Автор Ключевая идея Суждения авторов
В.П. Вахтеров «Основы новой педагогики» Вахтеров предлагает использовать взятый на вооружение социологами позитивистской направленности принцип эволюционизма, расширительно толкуя его не просто как имманентное биологическое стремление индивида и рода к саморазвитию, но также и как прогрессивный исторический процесс. В произведении речь идет об онтогенетических особенностях формирования индивидов, что полностью соответствует основным положениям теории эволюционного развития живых организмов, разработанной в трудах таких авторитетных естествоиспытателей XIX в., как Ч. Дарвин и Э. Геккель. Поэтому можно с полной определенностью утверждать, что, обозревая различные аспекты теории эволюции, В. П. Вахтеров, в отличие от существующей педагогической традиции онтогенетической интерпретации принципа развития, большое внимание уделяет филогенетическим аспектам процесса поступательного движения. С этой целью Вахтеров обращается к философско-социологическим трактовкам идеи общественного прогресса, которые он находит в учениях Тюрго, Кондорсе, Канта, Гегеля, Конта, Спенсера. «Новая педагогика не станет требовать одного шаблона и одной программы для всех детей. Она будет исходить из того положения, что способности детей различны и что стремление их к развитию также нетождественны.
Новая педагогика сбросит с плеч ученика весь ненужный багаж устарелых требований, весь балласт знаний, потерявших в наш век всякий педагогический интерес и всякое значение; она пойдет за современной жизнью и естественными, здоровыми стремлениями самого ученика, будет развивать в нем жажду все новых и новых знаний, соответствующих потребностям и идеалам века. Она не даст ему полных, исчерпывающих современную науку знаний, но она приоткроет завесу, скрывающую знания, укажет путь, а главное – возбудит умственный голод в ребенке. Ее лозунгом будет: все для гармоничного развития нормальных природных задатков ребенка, соответственно со стремлениями ребенка к прогрессивному развитию, все добровольными усилиями самого ребенка, и ничего насилием.
Э. Д. Днепров в труде «Школа и общество» Произошло огосударствление школы, ее бюрократизация, в результате чего она стала функционировать "в режиме единообразия, единомыслия и единоначалия". Школа вступила на опасный путь всеобщего усреднения личности, чем лишила и личность, и себя способности к развитию, "что объективно вело к подрезанию интеллектуальных корней нации". Есть только один выход - кардинальное обновление школьной политики и самой школы. "Ключевые позиции обновления советской школы - ее развитие, ее демократизация, гуманизация, реализм школьной политики".
Узловой момент идеологии новой школы - это идея развития. У нее три грани: "постоянное развитие образования, превращение его в механизм развития личности и в действенный фактор развития общества". Важнейшим фактором развития школы является педагогический поиск и эксперимент, опирающийся на сеть экспериментальных площадок.
Первостепенная задача новой школы - устранить плотины, мешающие развитию ребенка, построить такую педагогическую систему, которая могла бы всемерно стимулировать это развитие.
Демократизация школы - это отказ от концепции "винтика" ради концепции человека как высшей ценности общества. "Это - поворот школы от ведомственных, местнических нужд и интересов к интересам и потребностям общества и личности. Это - преодоление безликого, удушающего единообразия организации школы, содержания, форм и методов образования, раскрытие их бесконечного многообразия, их вариативности и полифоничности. Это - раскрепощение педагогических отношений, изменение самой их сути, выход из системы подчинения или противостояния в систему сотрудничества. Это - открытость школы, привлечение к ней общественных сил, включение общественного фактора в ее развитие". Первым шагом на пути демократизации школы должен быть отказ от видения ее как чисто государственного учреждения: "Одна из основных закономерностей развития народного образования состоит в том, что это развитие возможно лишь при взаимодействии двух его ведущих факторов - государства и общества...Школа как общественно-государственный институт не может жить только на государственном дыхании. Рано или поздно у нее наступает "кислородное голодание". И рано или поздно общество вновь должно прийти к ней на помощь". «Идея развития – … узловой момент идеологии новой школы. Три основные грани этой идеи: постоянное развитие образования, превращение его механизм развития личности и в действенный фактор развития общества.
Нынешняя школа, декларируя задачу всестороннего и гармоничного развития личности, своим авторитарным строем, дидактоцентризмом содержания, форм и методов образования по сути исключает самую возможность развития учащихся. Умственное развитие подменяется усвоением так называемых ЗУНов – знаний, умений, навыков.
Вывод: Оба эти автора говорят это том, вся деятельность школы не может быть направлена на сам процесс образования, на определенные знания, умения, навыки, стандарты. Это отрывает школу от самого ребенка, его потребностей, его личностных возможностей. Цель образования должно быть – развитие каждого ребенка, а не доведение его до определенного стандарта.
Приоритетные задачи образовательной политики и педагогической науки
Образовательная политика включает три важнейших элемента.
• Во-первых, нормативно-правовую политику, как установку границ поведения субъектов образовательного процесса, компетенции.
• Во-вторых, культурно-идеологическую политику, т.е. ориентации общественного сознания, влияющие на выбор решения.
• В-третьих, финансовую политику – распределение и использование средств.
Приоритетные задачи образовательной политики в области образования:
• обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования;
• достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования;
• формирование в системе образования эффективных нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования ресурсов;
• повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки;
• развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса - обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Афонин, И.Д. Психология и педагогика высшей школы / И.Д. Афонин, А.И. Афонин. - М.: Русайнс, 2018. - 256 c
2. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Н.В. Бордовская. - СПб.: Питер, 2017. - 624 c.
3. Голованова, Н.Ф. Педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Н.Ф. Голованова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 377 c.
4. Громкова, М.Т. Педагогика высшей школы: Учебное пособие / М.Т. Громкова. - М.: Юнити, 2017. - 80 c.
5. Жуков, Г.Н. Общая и профессиональная педагогика: Учебник / Г.Н. Жуков, П.Г. Матросов. - М.: Инфра-М, 2017. - 248 c
6. Забродин Д. М. История отечественного образования. — М.: 2015.
7. Пальчук М. И. Основные этапы развития профессионального образования и направления использования исторического опыта в современных условиях. — М.: 2017.
8. Столяренко, Л.Д. Педагогика в вопросах и ответах: Учебное пособие / Л.Д. Столяренко. - М.: Проспект, 2016. - 160 c.
9. Ходусов, А.Н. Педагогика воспитания: теор., метод., технол., метод.: Уч. / А.Н. Ходусов. - М.: Инфра-М, 2017. - 56 c.