Фрагмент для ознакомления
1
Судьбы поэтов-символистов: Ф. Сологуба, В. Брюсова, К. Бальмонта, А. Белого
Оглавление
Введение 3
Ф. Сологуб 4
Ранние годы 4
Служба в провинции 4
В Петербурге 5
Турне по России 5
Последние годы 6
В.Я. Брюсов 7
Биография В.Я. Брюсова 7
Зарождение интереса к античности у писателя 9
К.Д. Бальмонт 9
Биография 9
Восхождение к славе 11
Пик популярности 11
Поздний Бальмонт 12
Последние годы жизни 12
А. Белый 13
Роль и место в литературе 13
Происхождение и ранние годы 13
Образование 14
Творчество 14
Последние годы 16
Заключение 17
Список литературы 18
Фрагмент для ознакомления
2
Ранние годы
Фёдор Сологуб родился в Санкт-Петербурге в семье портного, бывшего крестьянина Полтавской губернии Кузьмы Афанасьевича Тетерникова. Через два года родилась сестра писателя, Ольга. Семья жила бедно, положение усугубилось, когда отец Фёдора умер в 1867 году. Мать вынуждена была вернуться «одной прислугой» в семью Агаповых, петербургских дворян, у которых она когда-то прежде служила. В семье Агаповых прошло всё детство и отрочество будущего писателя. Свой поэтический дар будущий писатель ощутил в возрасте двенадцати лет, а первые дошедшие до нас законченные стихотворения датируются 1878. В тот же год Фёдор Тетерников поступил в Санкт-Петербургский Учительский институт. В институте он учился и жил (заведение было на интернатной основе) четыре года. По окончании института в июне 1882 года он, взяв мать и сестру, уехал учительствовать в северные губернии - сначала в Крестцы, затем в Великие Луки (в 1885 году) и Вытегру (в 1889 году), - в общей сложности проведя десять лет в провинции.
Служба в провинции
В Крестцах (Новгородская губерния) Сологуб провёл три года, будучи учителем Крестецкого народного училища. Он продолжал писать стихи, начал работу над романом (будущие «Тяжёлые сны»), которая заняла почти десятилетие. Первой же публикацией молодого поэта стала басня «Лисица и ёж», напечатанная в детском журнале «Весна» 28 января 1884 года за подписью «Терников»; эта дата стала началом литературной деятельности Фёдора Сологуба. В последующие годы было напечатано ещё несколько стихотворений в мелких газетах и журналах.
Задержка в литературном пути Сологуба была обусловлена совершенной культурной изоляцией, - он чувствовал, что писать в глуши, в общественном и культурном одиночестве больше не мог. Поэт мечтал вернуться в Санкт-Петербург, где было можно вполне реализовать свой талант. Но перевестись в столицу Тетерникову долго не удавалось; лишь осенью 1892 года он смог переехать на постоянное жительство в Петербург. В Петербурге Сологуб был определён учителем Рождественского городского училища на Песках.
В Петербурге
Журнал «Северный вестник» сыграл особую роль в биографии Сологуба. Именно в нём он стал широко публиковаться в 1890-е годы: помимо стихотворений, были напечатаны первые рассказы, роман, переводы из Верлена, рецензии. И, собственно, сам «Фёдор Сологуб» - псевдоним - был придуман в редакции журнала, по настоянию Минского. Волынский предложил: «Соллогуб», - фамилию, в то время вызывавшую ассоциацию с известным аристократическим родом, к которому принадлежал беллетрист Владимир Соллогуб; для отличия в псевдониме убрали одну букву «л». В печати псевдоним впервые появился в 1893 году в апрельском номере журнала «Северный вестник» (им подписано стихотворение «Творчество»).
В 1896 году выходят первые три книги Фёдора Сологуба: «Стихи, книга первая», роман «Тяжёлые сны» и «Тени» (объединённый сборник рассказов и второй книги стихов). Все три книги Сологуб издал сам небольшим, впрочем, обычным по тем временам, тиражом.
Турне по России
На фоне повышенного интереса общества к новому искусству и к сочинениям автора «Творимой легенды» в частности, Фёдор Сологуб задумал серию поездок по стране с чтением стихов и лекции о новом искусстве, пропагандировавшей принципы символизма. После основательной подготовки и премьеры лекции «Искусство наших дней» 1 марта 1913 года в Санкт-Петербурге, Сологубы вместе Игорем Северяниным выехали в турне. Более месяца продолжалась их поездка по российским городам (от Вильны до Симферополя и Тифлиса.
Последние годы
В середине 1921 года советское правительство издало несколько декретов, ознаменовавших начало эры Новой экономической политики, после чего сразу же ожила издательская и типографская деятельность, восстановились заграничные связи. Тогда же появляются новые книги Фёдора Сологуба: сначала в Германии и Эстонии и затем в Советской России.
Первой их этих книг Сологуба явился роман «Заклинательница змей», изданный в начале лета 1921 года в Берлине. Роман с перерывами писался в период с 1911 по 1918 годы и стал последним в творчестве писателя. Наследуя реалистическое и ровное повествование предыдущего романа, «Слаще яда», «Заклинательница змей» получилась странно далёкой от всего того, что прежде писал Сологуб. Сюжет романа свёлся к нехитрым феодальным отношениям бар и рабочих, разворачивавшимся на живописных волжских просторах. Первая послереволюционная книга стихов «Небо голубое» вышла в сентябре 1921 года в Эстонии (куда в то время пытались выехать Сологубы). В «Небо голубое» Сологуб отобрал неопубликованные стихи 1916--21 гг. В том же издательстве вышел последний сборник рассказов Сологуба - «Сочтённые дни».
С конца 1921 года книги Сологуба начинают издаваться и в Советской России: выходят поэтические сборники «Фимиамы», «Одна любовь», «Костёр дорожный», «Соборный благовест», «Чародейная чаша», роман «Заклинательница змей», отдельное иллюстрированное издание новеллы «Царица поцелуев». Новые книги стихов определяли те же настроения, намеченные в «Небе голубом». Наравне с преобладавшими стихотворениями последних лет, были помещены и те, что были написаны несколько десятилетий тому назад. Своею цельностью особенно выделялся сборник «Чародейная чаша».
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Богомолов Н.А. Московский университет как колыбель символистской журналистики// Вестник Московского университета. Серия 10 Журналистика - 2004. - №6
2. Демин В.Н. Андрей Белый // В.Н. Демин - М.: Молодая гвардия, 2007
3. Кондаков И.В. Русский Символизм //Культурология. XX век. Энциклопедия. Т.1. — СПб.: Университетская книга, 1998
4. Кондаков И.В. Символизм // Культурология. XX век. Энциклопедия. Т.1. // И.В. Кондаков, Ю.В. Корж — СПб.: Алетейя, 2000
5. Серебряный век русской литературы: Проблемы, документы - М., 1996
6. Силичев Д.А. Культурология // Д.А. Силичев - М.: Приор-издат, 2004
7. Спивак М. Андрей Белый - мистик и советский писатель // М. Спивак - М.: РГГУ, 2006